Мы, соавторы 1-го тома авантюрного романа "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" докладываем о завершении работы над 2-ым томом-продолжением "Судьба нелегала Т." В основе дилогии лежат судьбы конкретных личностей. Так что можно с уверенностью написать - основано на реальных событиях. Мы попытались приоткрыть завесу тайны над загадочными и малоизвестными судьбами советских-российских именно военных разведчиков. 2-ой том готовится к изданию. Презентация - по готовности. А пока давайте вспомним, с чего все началось. Да простят нас старожилы за повторение. Ваши БАВ и ДИЕ.
ОДИССЕЯ КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТА
ТРЁШНИКОВА
(авантюрный роман в 3-х частях)
Санкт-Петербург
2022
Часть первая
Игры мускулами
Центральная Атлантика. 198… год.
Наших военных моряков ценят за лихость и дерзость. Галантность и шик флотские могут демонстрировать на набережных приморских городов. А в море на корабле они легко превратятся в дьяволов, если того потребует обстановка. Тысячи миль от родных берегов, сюрпризы суровой стихии, коварство супостатов, идущих под заморскими флагами, вот она – обстановка. В ней моряку надо служить день за днем, месяц за месяцем, любой ценой выполняя поставленную задачу. А не выполнить – значит уйти с позором, себя потом не простить. Русские так не могут. Не тот характер… Те, кто наблюдают в бинокли с мостиков своих кораблей за нашими, знают особенности русского характера, историческая память не позволяет забыть. Приходилось им встречаться с яростью русских моряков, в кровь бьющихся за свое дело. В разные времена приходилось: и при царе-батюшке, и в памятные советские времена. Да, и сейчас приходится. Противники были разными: на смену шведам шли англичане и турки, японцев сменили немцы. Войны были жаркими. Потом вдруг появились американцы. А война стала Холодной. Она шла без морских баталий, но не менее опасно и напряженно.
Жесткое соперничество нашего флота с американским ведется на морях и океанах более полувека. Пик противостояния пришелся на восьмидесятые годы, потому что именно тогда военно-морская мощь великой страны, занимавшей одну шестую часть суши, достигла апогея. К тому времени янки с удивлением и скрытым восхищением успели посмотреть за действиями советских подводников в Карибском море у берегов Кубы или в Южно-Китайском море у берегов Вьетнама и Китая. В шестидесятые и семидесятые североморцы и тихоокеанцы демонстрировали силу и лихость на дизельных подводных лодках. В восьмидесятые годы в дело пошли атомоходы. Американской «политике канонерок» противопоставлялась «политика подводных крейсеров». По мнению моряков США, советские надводные корабли особой угрозы для них не представляли, так как были на виду, и их действия можно контролировать, а подводных лодок они побаивались, потому что их местонахождение не было известно. Наши учитывали это, и порой провоцировали их на бессмысленные противолодочные действия. К примеру, спасательное судно на виду у американцев бурно имитировало установление связи с подводной лодкой. Иностранные корабли немедленно начинали поиск русской субмарины, которой на самом деле в этом районе не было.
Дома в те времена Горбачев с экрана телевизора рассказывал семьям моряков о перестройке, а на море дело шло к перестрелке. Хотя, до стрельбы все же не дошло. Когда требовалось наши корабли без выстрела шли на таран. Многим памятен тот случай, когда навалом корпуса своего корабля на корпус противника черноморские сторожевики прогнали от берегов Крыма крейсер и эсминец ВМС США. Виртуозно вели себя в воздухе летчики нашей морской авиации, не раз уничтожавшие ударные авианосцы под звездно-полосатым флагом. Правда, условно. То есть, корабль оставался в полном порядке, но его экипаж понимал, что винтокрылая громадина, тенью проскользнувшая над палубой, легко могла бы двумя ракетами отправить на дно бортовой номер 63 (авианосец «Китти Хок»), к примеру.
Летчики и надводники, без сомнения, парни бравые. Результаты их мирных побед мгновенно становились достоянием средств массовой информации. А того, что творили в подводном царстве экипажи субмарин, знают немногие. И, тем не менее, первенство по количеству контактов с кораблями вероятного противника остается за подводниками. Мощными стальными акулами в океанских глубинах таились атомные подводные лодки, на боевых постах которых несли службу люди в черных пилотках с гербом Советского Союза. Они находились в готовности противостоять рыскавшим на морских просторах авианосным группировкам и противолодочным поисковым группам под чужим флагом.
Советский Союз активно отстаивал свои интересы в Африке. Как тогда говорили, страна социализма протягивала руку помощи свободолюбивым народам Эфиопии, Анголы, Мозамбика. Помощь в руке была экономическая и военная. На аэродромах этих стран садились транспортные АНы и ИЛы, а в морских портах разгружались грузовые теплоходы, известные всему миру красной полосой на трубе и золотыми серпом и молотом на государственном флаге. Освоенные морские и воздушные маршруты находились под бдительной охраной наших военных.
В мире находилось немало желающих помешать этим взаимовыгодным контактам. Но отважиться и выступить открыто против мощи Москвы смельчаков не находилось. Только военно-морские эскадры под звездно-полосатыми флагами продолжали играть роль мировых владык и совали повсюду носы своих кораблей. Янки проводили маневры и отрабатывали задачи в океанских широтах по обе стороны африканского континента. Не надо быть большим специалистом и заявить почти со стопроцентной гарантией, что вокруг походных ордеров американских авианосцев скрытно ныряли советские атомные многоцелевые подводные лодки. Исключительно в целях поддержания военного паритета.
Бывало, что обе стороны вступали в открытое соперничество. Каждый хотел похвастаться новинками военной мысли. Люди, знающие рассказывали, что как-то раз в Центральной Атлантике развернулись невероятно захватывающие события.
Операция «Стая» (или «Карусель»)
Это было непростое время. После войны советский подводный флот из ныряющего дизельного превратился в атомный, по-настоящему подводный. Ядерная энергетическая установка давала возможность подводной лодке не всплывать неограниченное количество времени, а автономность определялась только количеством продовольствия, да и психологическим фактором – сколько человек сможет выдержать в замкнутом пространстве. Советский подводный флот вышел на просторы Мирового океана.
Кроме этого размещение баллистических ракет превратило подводные лодки в один из компонентов стратегических ядерных сил. Самым мощным стал Северный флот. Основные маршруты развёртывания субмарин в районы боевой службы проходили либо между Фарерскими и Шетландскими островами, либо между Исландией и Гренландией. Американцы к этому быстро привыкли. Любящие всё глобальное, они установили на дне гидрофоны, связали их в единую цепь, назвали «глобальной системой наблюдения за подводной обстановкой» и устанавливали контакт за советскими лодками еще на подходах к районам боевого патрулирования в Атлантике и на Средиземном море. В общем, америкосам надо было показать, что русские подводники «не лыком шиты» и способны развернуться без потери скрытности.
Командование ВМФ СССР пошло на нестандартный шаг: крупную операцию по преодолению противолодочных рубежей было решено подготовить не на стратегическом уровне Главного штаба ВМФ, а на тактическом уровне одной из лучших дивизий Северного флота, оснащённую наиболее современными кораблями.
Выбор пал на 5 лучших субмарин: «Серебряный кит», «Весёлый дельфин», «Бешеная акула», «Свирепая щука» и знаменитая «Золотая рыбка».
Подготовка операции была проведена настолько скрытно, что об этом ничего не подозревал даже начальник особого отдела дивизии.
За сутки до выхода атомоходов в море командир дивизии контр-адмирал Львов (среди подводников «Шерхан» за схожесть голоса с персонажем из мультфильма «Маугли») вызвал начальника контрразведки капитана 2-го ранга Сухарева («товарищ Сухов» круглый год носил фуражку с трещиной посередине козырька).
И предложил расписаться под датой начала операции.
- У меня сегодня только четверо оперуполномоченных. Из отпуска я отозвать не успею? – отозвался тот.
- А вы разве не особист? Вот и идите на «Золотой рыбке» - отрезал Шерхан.
- Есть! – только и оставалось ответить ему.
Командир «Золотой рыбки» капитан 1 ранга Дворяненко слегка занервничал, когда до времени отхода от пирса оставалось три минуты, а на борту не было «особиста». На большой скорости к причалу подъехал УАЗик, из которого не спеша вышел «товарищ Сухов» и вразвалку пошёл к трапу, который уже на руках держала швартовая команда. Как только его нога наступила на палубу атомохода, буксиры начали медленно отводить субмарину на середину акватории. Было видно, что начальник особого отдела с большой неохотой отправляется на боевую службу. Он спустился в центральный и спросил у интенданта.
- А где моя отдельная комната?
- Вас поселили в каюту с замполитом.
- Я сказал – отдельная! – отрезал он.
Штурман устроился в узком пространстве между гирокомпасами, а минёр расположился между торпедными аппаратами. С этого момента они стали относится к особисту с особой теплотой.
Операция началась в середине лета западнее Ньюфаундлендской банки. Два атомохода двинулись друг за другом по часовой стрелке, два других – в противоположном направлении. В эту двойную карусель включились четыре самолёта морской авиации, прилетевшие с Кубы, откуда с борта гидрографического судна походный штаб во главе с «Шерханом» через космическую связь управлял атомаринами.
Взбешенные американцы денно и нощно вели поиск советских подводных лодок.
Этот отвлекающий манёвр позволил «Золотой рыбке» проскочить противолодочный рубеж незамеченной.
Шла третья неделя автономного плавания. Техника и экипаж притерлись, все вошло в свою колею. Мелкие неисправности, недочеты в подготовке сошли на нет. Служба приняла размеренный, четко упорядоченный ритм. Смена вахт, учебные тревоги, отработка необходимых элементов задач. Суета и нервотрепка предпоходовых мероприятий остались в прошлом. Эти многочисленные комиссии и проверки сильно вымотали экипаж перед уходом в автономное плавание.
Не оставалось даже время на то, чтобы ненадолго остаться один на один со своими мыслями. Голова была поглощена только служебными вопросами. Честно говоря, Дима Трешников уходил в автономку с тревогой в душе. Он переживал за супругу, размышлял, правильно ли он поступил так жестко с тещей и Слюняевым. Невольно гнал от себя любой негатив, хотелось думать только о хорошем.
После обеда пришел в каюту и прилег на койку. Клонило в сон. Дима увидел на маленькой полке в изголовье сборник стихов Некрасова, подаренный отцом. Он не был любителем поэзии, но эта книжка была связана с юностью. Он вспоминал, как они с Надей поженились на последнем курсе, хотя Дима не собирался связывать себя узами брака во время обучения в ВВМУ подводного плавания.
Но все получилось по-другому. И началось еще в школьные годы. По всем предметам Дима учился на «отлично». Единственным исключением была литература. Но почему?
По школьной программе ученики должны были выучить наизусть стихи, отрывки из поэм и сдать на оценку преподавателю. У Димы была отличная память, и он без труда заучивал большие по объему стихотворения. Но декламировать большинство из них с выражением не мог. Он рассказывал их на одной ноте без запинки. Учительница русского языка и литературы Галина Николаевна твердо стояла на своем:
– Трешников. Не могу я тебе поставить пятерку. Рассказал без ошибок, но без малейшего чувства, как пулемет Анки, стреляющей по каппелевцам в психической атаке. Я не вижу твоего отношения к «Узнику» Пушкина, ведь у него орел «Зовет меня взглядом и криком своим... И вымолвить хочет: «Давай улетим!»
– Галина Николаевна, я как представлю, что этот орел падаль в виде кровавой пищи клюет под окном, так все чувства пропадают. Тут сознание от вида крови можно потерять, у меня тошнота к горлу подступает, а Вы – про чувства. Не могу по-другому декламировать.
– Как знаешь. Ставлю тебе четверку.
В четвертой четверти приступили к творчеству поэта Некрасова. Галина Николаевна задала выучить стихотворение «Есть женщины в русских селеньях». Дима для придания эмоциональной окраски переложил этот отрывок из поэмы на мотив «Прощания славянки»
и спел на уроке под восторженные возгласы и притоптывания одноклассников в такт.
– Оригинально, Трешников, ничего не скажешь. А почему ты выбрал именно военный марш, ведь Некрасов воспевает женщину-мать, труженицу, красавицу, героиню?
– Галина Николаевна. Давайте разберем детально. Вот, Вы говорите – красавица. И что мы видим:
«Сидит, как на стуле, двухлетний Ребенок у ней на груди...» Это какая необъятная грудь, что выглядит как стул! С такой грудью немудрено и коня на скаку остановить, правда трудно в избу протиснуться, особенно в горящую. Такая огромная грудь не привлекательна для мужчин, в частности, лично для меня. Идем дальше. Женщина-труженица. «Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна!» Она же потеет, когда косит. У нее огромные мускулистые руки – неухоженные, с грубой кожей без маникюра – чисто мужские руки. И так в каждой строчке. Мы видим мужиковатую женщину – вот поэтому я выбрал военный мужской марш, чтобы выразить свое отношение.
– Опять ты за старое, Трешников. Садись. Выше четверки поставить не могу.
– Галина Николаевна, а можно я сам выберу стихотворение, которое смогу рассказать с выражением.
– Ну, что ж, Дима, попробуй.
Вечером Дима рассказал все отцу. Тот дал дельный совет:
– У нас есть довоенное издание Некрасова. Посмотри стихотворение «Буря». Ты уже взрослый парень. Оно должно тебе понравиться.
Действительно, стихотворение Диму впечатлило. На ближайшем уроке он поднял руку и сказал, что готов отвечать.
– Ну, что ж. Давай, посмотрим, что ты выучил, – подбодрила Галина Николаевна.
Дима прошел к доске, встал, выставил левую ногу вперед, взял себя, как Ленин, за лацканы пиджака, слегка поднял голову и с чувством произнес:
– Стихотворение знаменитого поэта Николая Алексеевича Некрасова - классика русской литературы «Буря». Написано в 1853 году.
– Вот, молодец, Дима. Очень интересно. Редкое стихотворение. Я даже не слышала о таком. Название прямо как у Пушкина. И у Лермонтова «Парус» на эту тему. Слушаем, слушаем, – одобрительно сказала учительница.
В классе каждый занимался своим. Галина Николаевна задумчиво стучала карандашом по классному журналу. Отличники Раевский и Ильина на первой парте делали домашние задания по другим предметам. Классный планктон негромко переговаривался, писал записки и подставлял кнопки привставшим соседям. Второгодники Бедов и Пикулин азартно играли в подкидного на задней парте. Громко жужжали мухи, очнувшиеся после зимнего анабиоза.
Дима с воодушевлением начал:
– Буря!
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец, шепнула: «Есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты?»
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
Кровь-то молодая: закипит – не шутка!
Да взглянул на небо – и поверить жутко!
Небо обложилось тучами кругом...
Полил дождь ручьями – прокатился гром!
Учительница перестала стучать карандашом по журналу и поднялась со стула. Отличники прекратили писать. Планктон насторожился. Второгодники начали медленнее сдавать следующую партию. Мухи зажужжали на полтона тише.
Брови я нахмурил и пошел угрюмый –
«Свидеться сегодня лучше и не думай!
Люба белоручка, Любушка пуглива,
В бурю за ворота выбежать ей в диво».
Галина Николаевна побледнела. Раевский и Ильина закрыли тетради и отложили ручки. Планктон прекратил свое броуновское движение. Бедов и Пикулин прервали решающую партию на середине. Мух почти не было слышно.
Правда, не была бы буря ей страшна,
Если б..., да настолько любит ли она?..
Без надежды, скучен прихожу в беседку,
Прихожу и вижу – Любушку-соседку!
В классе воцарилась полная тишина. Мухи замерли на стекле.
Промочила ножки и хоть выжми шубку...
Было мне заботы обсушить голубку!
Да, зато с той ночи я бровей не хмурю
Только усмехаюсь, как заслышу бурю...
Учительница залилась пунцовой краской. Отличники, планктон и второгодники аплодировали стоя. Мухи с воем истребителя на сверхзвуке в исступлении бились о стекло.
Когда через некоторое время все стихли, Галина Николаевна сказала:
– Что ж, Трешников сегодня ты рассказал с выражением. Причем с таким сильным, что это оценили бурными аплодисментами твои одноклассники. А почему ты выбрал именно это стихотворение?
– Я выбрал его потому, Галина Николаевна, что тема любовной лирики в нашем возрасте представляет наибольший интерес. Скажу Вам больше, некоторые ощущения после последних летних каникул мне знакомы не понаслышке.
– Но я тебе, все равно, ставлю опять четверку.
– Но, почему? Это несправедливо!
Он не сделал ни одной ошибки и рассказал с выражением – запротестовал класс и недовольно жужжащие мухи.
– А потому, что это стихотворение не из школьной программы, – строго отрезала учительница, и Дима провалился в чуткий сон.
Все главы романа читайте здесь.
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================