Найти тему
AUTOMPS

Как пишут из Турина...

Завод Мирафиори — некогда символ мощи Fiat
Завод Мирафиори — некогда символ мощи Fiat

Итальянский Турин, в котором находится старейший в Европе автомобильный завод, стал примером промышленного упадка, с которым сталкиваются некоторые регионы континента, поскольку их автопроизводители борются с затратами на электрификацию, низким спросом и конкуренцией со стороны Китая.

Турин, расположенный у подножия Альп на северо-западе Италии, — это город, где 125 лет назад семья Аньелли основала компанию Fiat, которая нынче входит в состав автомобильной группы Stellantis. Сейчас город борется с упадком некогда доминировавшей в нём промышленности, что заметно по состоянию исторического завода в Мирафьори.

Завод производит электромобиль Fiat 500 и два спортивных автомобиля Maserati, но из-за низкого спроса производство было приостановлено на большую часть года, и 2800 рабочих отправлены в отпуск с сохранением заработной платы.

«Мирафиори уже закрыта. Просто иногда она снова открывается», — говорит Джакомо Зулианелло, рабочий завода и представитель профсоюза FIOM Cgil, который входит в число тех, кто был уволен до начала ноября. Чтобы выжить, Fiat позволил своей итальянской идентичности раствориться в поглощении, а затем слиянии с Chrysler в 2014 году, в результате чего была создана компания Fiat Chrysler Automobiles, которая в 2021 году объединилась с PSA Group и образовала Stellantis.

Тем временем за последние четыре десятилетия Турин потерял четыре своих автомобильных завода, начиная с Lingotto в 1982 году, известного своим испытательным полигоном на крыше, который показан в классическом фильме 1960-х годов «Итальянская работа», и заканчивая Grugliasco в прошлом году.

Мирафиори — некогда символ мощи Fiat, где работало около 60 000 человек и производилось до 1 миллиона автомобилей в год, включая оригинальный Fiat 500 в период расцвета в 1960-х годах, — превратился в тень былого величия.

«Здесь, в Турине, есть запретное слово — «упадок»... Мы можем называть это как угодно... но это довольно неопровержимый факт», — говорит Лука Давико, специалист по социологии городов в Туринском политехническом университете.

В Турине и его пригородах проживает около 2,2 миллиона человек.

Город попытался переосмыслить себя как туристическую достопримечательность, рекламируя свой элегантный центр, лучшие музеи и рестораны, а также близость к Альпам, а также как центр знаний с более чем десятком университетов и академий.

Здесь также находится процветающая аэрокосмическая промышленность и «Ювентус», самый успешный футбольный клуб Италии.

Однако, поскольку от 50 000 до 60 000 рабочих мест в регионе по-прежнему связаны с автомобильной промышленностью, настроение у работников Stellantis мрачное, и они готовятся к общенациональной забастовке и маршу в Риме 18 октября, чтобы оказать давление на правительство и компанию и заставить их сохранить рабочие места.

По данным профсоюза FIM Cisl, в этом году производство Stellantis в Италии, как и в целом по отрасли, сократится до 500 000 автомобилей, что станет самым низким показателем с 1958 года.

«Мирафьори» — последний автомобильный завод, сохранившийся в Турине. Его сотрудники в основном простаивают и приближаются к пенсионному возрасту. По словам профсоюзов, их средний возраст составляет 57–58 лет, в то время как молодое поколение больше не привлекает автомобильный сектор.

Микела Санфилиппо, ещё одна работница фабрики, получила яркое напоминание об этом, когда пошла делать татуировку.

«Парень, который сделал мне татуировку, был очень молод, и когда он спросил меня, где я работаю, и я ответила: «Stellantis, бывший Fiat», он ответил: «Что это? Что они производят?»... это было очень неловко», — говорит она.

Франческо Зирполи, профессор менеджмента в венецианском университете Ка-Фоскари и научный руководитель его Центра инноваций в автомобильной промышленности и мобильности, говорит, что итальянское автопроизводство сократилось из-за того, что Stellantis экономит на инвестициях в новые модели, особенно для своих итальянских заводов.

«Это была не просто ошибка, это был выбор», — говорит он.

Переход от Fiat к Stellantis означает, что Турин больше не является главным центром проектирования и разработки продукции, добавляет Зирполи. Последние модели Fiat, Alfa и Lancia разрабатываются в Италии, но в основном используют двигатели и платформы французского производства.

Они производятся за границей, и генеральный директор Stellantis Карлос Таварес заявил, что производство одного из них — Alfa Romeo Junior — в Италии, а не в Польше, увеличило бы розничную цену на 10 000 евро (10 900 долларов).

Мирафиори, известный как «город в городе», представляет собой огромный комплекс площадью более 2 миллионов квадратных метров. Но теперь, когда Зулианелло идёт на работу, ему приходится 15 минут идти от ворот завода до сборочной линии по заброшенным территориям.

Работникам, отправленным в неоплачиваемый отпуск, платят всего около 1100 евро в месяц после вычета налогов, в то время как их обычная зарплата составляет около 1600 евро. Профсоюзы утверждают, что многие из них едва сводят концы с концами.

«Мы пережили тяжёлые времена», — говорит Давиде Манаго, сотрудник FIM Cisl и работник завода, чья жена тоже работает в Mirafiori. Их обоих несколько раз отправляли в неоплачиваемый отпуск, но, к счастью, не одновременно.

Тем не менее, денег иногда «не хватало, чтобы платить по ипотеке, и ходить в банк за кредитами, чтобы поставить еду на стол, было нелегко», — говорит 49-летний Манаго, и воспоминания вызывают у него слёзы. «Я боюсь возвращаться к этому».

Впрочем, Стеллантис пока настаивает, что у Mirafiori есть будущее.

Завод производит коробки передач для электромобилей и гибридных автомобилей, имеет центр переработки автомобильных запчастей и лабораторию по разработке аккумуляторов, а в конце 2025 года начнёт производство новой гибридной версии Fiat 500.

Турин также может выиграть, если правительство привлечёт в Италию ещё одного автопроизводителя, лишив Stellantis статуса единственного крупного национального производителя автомобилей. Переговоры с китайскими компаниями Dongfeng и Chery продолжаются.

Однако Манаго надеется, что его 18-летний сын и 15-летняя дочь найдут лучшие возможности в другом месте: «Я ожидаю, что их будущее будет не в Турине, возможно, даже не в Италии».