«Мдаааа… – грустно произнёс учитель. – Видимо, социокультурная эволюция обошла вас стороной». Он ещё раз обвёл взглядом беспорядок, устроенный в его кабинете во время перемены, и тяжело вздохнул. Вероятно, он надеялся на то, что ребята воспользуются переменой, чтобы полистать учебник и повторить домашнее задание, но нет. Они решили проверить, кто из них сможет подпрыгнуть и достать рукой до потолка, и прыгать, естественно, было решено с парты или даже со стола учителя. Сам Гвидон участия в соревновании не принимал, но и ребят не останавливал. И из-за этого ему было немного стыдно. А ещё ему было обидно, ведь получается, что учитель назвал весь класс обезьянами, раз, по его мнению, эволюция обошла их стороной. Кроме биологической эволюции Гвидон, к сожалению, никакой другой не знал. «У нас вроде не биология сейчас, а обществознание, чтобы биологическими терминами обзываться», – пробурчал Гвидон. «Глупенький, – шепнула ему Даша (новая соседка по парте), – он же про социокультурную эволюцию сказал. А это другое. На доску посмотри». И действительно, на доске большими буквами была написана тема урока: «Влияние социокультурных факторов на формирование личности». Тут Гвидону сделалось совсем неловко, и он уткнулся в свой учебник.
По пути из школы домой Гвидон размышлял: «Учитель нам объяснил, что за витиеватой формулировкой –«социокультурные факторы, влияющие на формирование личности человека» скрывается очень простая и понятная вещь. Здесь буквально имеются в виду социальные и культурные условия, в которых растёт и развивается человек. Они влияют на жизнь человека, определяют его менталитет и мировоззрение. Учитель назвал несколько основных факторов – это воспитание (в первую очередь в семье), образование (здесь на первом месте школа), СМИ, культурное наследие (например, традиции и обычаи) и социальные факторы (т.е. влияние окружения). Если, по мнению учителя, социокультурная эволюция обошла нас стороной, значит эти факторы сработали не так, как нужно, и мы не достигли должного уровня развития: интеллектуального, нравственного и т.д. Но ведь не все в классе принимали участие в этом глупом прыжковом соревновании. Я не принимал.
Представляю, что бы сказали родители, если бы я вместе с другими ребятами прыгал по партам. Точно ничего хорошего. Разрушение школьной мебели и участие в глупых соревнованиях вряд ли можно включить в систему ценностей нашей семьи.
Папа поднял бы вверх указательный палец и сказал: «Сын, мы тебя так не воспитывали! Это же так безответственно и опасно! А если бы ты ушибся или кого-нибудь ушиб?» Нет, про здоровье, скорее, мама бы переживала, а папа бы про порчу имущества заговорил. Совсем как наш директор. Он ребятам и про причинение вреда имуществу школы и про нарушение дисциплины минут сорок у себя в кабинете рассказывал… очень громко и очень «ругательно». Надеюсь, кстати, что нашему классному руководителю не попадёт, она ведь нам про правила поведения в школе на каждом классном часе напоминает. Только никто её, по-моему, не слушает. И, видимо, зря.
Ну а всё-таки! Вот, если бы вызвали меня к директору, я бы сказал: «Уважаемый директор, это просто такая школьная традиция – прыгать с парт до потолка. Да, нам про неё старшеклассники рассказывали. И вообще, Вы сами нам говорили, что в здоровом теле – здоровый дух, вот мы физическую культуру и развивали… Ой, самому смешно, как бы нелепо это звучало, не может быть у нас в школе таких традиций. И наверное, это больше про бескультурное, чем про культурное поведение».
Вечером у Гвидона всё-таки состоялся разговор с родителями о произошедшем в классе. «А откуда у ребят вообще эта бредовая идея возникла – с парты прыгать?» – поинтересовался папа. «Да Виталик какое-то видео в Интернете увидел, – нехотя рассказывал Гвидон, – говорит – это новый «челендж», сейчас видео для соцсетей снимать будем». «Мдаааа… – также грустно, как учитель, вздохнул папа. – И где только вы эту ерунду в Интернете находите. Там столько всего полезного и интересного есть, а вы!» Папа растерянно опустился на стул, видимо, делая себе пометку в голове провести воспитательную беседу с сыном о пользе и вреде Интернета, социальных сетей и прочих средствах массовой информации. «А ты, сынок, почему прыгать с остальными не стал?» – подключилась к разговору мама. И тут Гвидон покрылся красными пятнами от смущения и стыда. Он очень хотел бы сказать, что причина в том, что он прекрасно понимает, что такое поведение недопустимо в школе, что он зрелая личность и может критически оценивать поведение других людей, а не идти на поводу у своего окружения. Но правда была в том, что он просто повторял за Дашей, соседкой по парте, и её компанией, потому что очень хотел сдружиться с ребятами и стать «своим» в их узком кругу.
«Ну что, сынок, может и прав учитель? Может тебя тоже социокультурная эволюция обошла стороной?» – ласково спросила мама, словно прочитав мысли Гвидона. «Да, я и сам не знаю, – насупившись ответил мальчик. – Но теперь я многое понял и осознал. Особенно про социокультурные факторы формирования личности». А про себя подумал: «Пойду учебник по обществознанию почитаю, вдруг там ещё что-нибудь полезное найду. И Даше надо позвонить, спросить, как она к социальным сетям относится».
ТЕОРИЯ.
Тема 1.1 в кодификаторе ЕГЭ (Влияние социокультурных факторов на формирование личности).
Социокультурные факторы – совокупность социальных и культурных условий, которые влияют на жизнь человека, определяют его менталитет, поведение, образ мышления и мировоззрение.
Основные социокультурные факторы:
- воспитание;
- образование;
- культурное наследие,
- социальные группы,
- СМИ и т.д.
В большем объёме теория по теме представлена здесь