Найти тему

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КУЛ-ДЖАЗЕ КАК ЗНАЧИМОМ НАПРАВЛЕНИИ


.

.

.

Что такое кул джаз , имея в виду направление в музыке? Это, если попытаться донести музыкальную особенность этого жанра , возникшего в самом конце сороковых , джаз академический, джаз сдержанный, джаз стремящийся к классичности , к некоторой классической камерности и строгости гармонии. "Кул джаз" это прохладный, спокойный, сдержанный джаз . Типичным и классическим представителем этого стиля был американский квартер Modern Jazz Quartet, квартет очень популярный во времена СССР, особенно в семидесятые годы. Джаз это музыка со своими особенностями. Иногда джаз упрекали в том, что джаз не может быть трагичным, что отчасти действительно так. Трагичность, если выразиться культорологически , это масштаб разрешения , если под ним подразумевать стремление к разрешению духовных и жизненных противоречий в некоей сфере надмирной, сфере божественной , как происходит это в классике, например в сонатах и симфониях Бетховена. А джаз разрешается не ввысь , а скорее вширь, не в надмирном, а общечеловеческом. Джаз не бывает трагичным, но он бывает очень драматичным, чему есть сотни примеров, если вспомнить одну только Билли Холлидей., драматичным в смысле своей блюзовости. А еще джаз бывает отрешенным, и гармоничным, почти таким же , как например Бах в классике, имея в виду его клавирные фуги и прелюдии, не смотря на всю разницу меж Бахом и джазом.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ДЖАЗ ЭТО МУЗЫКА БЕЗДЕЛЬНИКОВ

.


.

.

Правда ли, что джаз это была музыка бездельников , (услышал эту реплику по телевизору?) Джаз , насколько я представляю и даже немного помню ту эпоху, когда слушали , любили джаз, спорили о нем, или обменивались пластинками, это прежде всего музыка интеллектуалов, музыка знатоков , в большей степени, чем рок- музыка или, даже классика, для любви к которой - необязательно широкое знание , для которой достаточно иметь двух трех любимых композиторов , (например Баха, Чайковского или Моцарта) или две три любимые группы из числа известных. А что бы что -то по настоящему начать понимать в джазе , нужно много кого знать из музыкантов, которых было очень много, и которые мало кому были известны из широких кругов. Потому, может быть, джаз и любили литераторы эпохи шестидесятых . В этом, может быть была своя интрига, знать таких музыкантов кого могли знать лишь самые немногие , и входить в круг посвященных. Возможно, в этом был некоторый элемент буржуазного, советского снобизма, но нельзя сказать , что к именно к нему все в тех кругах сводилось, но можно сказать, что именно джаз , в ту пору пятидесятых-шестидесятых, воспитал целое поколение литераторов и интеллектуалов. В качестве примера, такие писатели, как Аксенов или Довлатов - это выходцы из джаза.

ПРОДОЛЖАЯ РАЗГОВОР О ДЖАЗЕ, СРАВНИВАЯ ЕГО С КЛАССИКОЙ

.


.

.

Что бы понять классику, ее нужно не понимать, а просто любить, это тот случай, когда понимание возникает из любви, и никогда любовь не возникнет из понимания. А вот любить и понять в наши дни джаз, это наверное сложнее. Как заметил кто то из классиков джаза, джаз нельзя понять, его можно чувствовать. Или, как сказал Сергей Довлатов, джаз это мы сами в лучшие наши часы, и заметил это довольно точно, а не просто красиво , или эффектно, как наблюдательный писатель , (каким Довлатов, без сомнения был ) , сказал. Поколение Сергея Довлатова и вправду росло на джазе, и любило джаз, если вспомнить, что в ту пору , джаз был некоторым эстетическим вызовом сухости господствующей идеологии, в ту теперь уже далекую эпоху СССР . Что значит утверждение , джаз это мы сами в лучшие наши часы? Это значит, что джаз это некоторый фон нас самих, в минуты, которые воспринимаются нами как лучшие. . Под джаз можно танцевать, можно даже целоваться, или пить кофе, в отличие от жанра классики, которую просто сосредоточенно слушают , ни на что внешнее ей, не отвлекаясь. Это делает джаз несколько буржуазным . Однако, джаз аристократизируется, когда не он сам, а внешняя ему обстановка становится фоном, когда главнее его становится музыка.