Найти тему
Lace Wars

Святая война или грабеж века? Шокирующая правда о Четвертом крестовом походе

Оглавление

Крестовые походы: от благочестия к политике

С 1095 по 1272 год христианский мир был охвачен идеей крестовых походов. В народном сознании эти военные экспедиции предстают как глубоко религиозное движение, целью которого было освобождение Гроба Господня в Иерусалиме и обеспечение свободного доступа к нему для христианских паломников.

Первый крестовый поход, начавшийся в 1095 году, являет собой яркий пример этого благочестивого порыва. Тысячи простых верующих - как знатных, так и крепостных - отправились пешком в долгое и опасное путешествие вдоль Средиземного моря. Плохо вооруженные и экипированные, они были движимы искренней и чистой верой, которая, если и не могла сдвинуть горы, то по крайней мере вдохновляла достаточно многочисленные и решительные толпы, способные заставить отступить "неверного противника".

Еще более трогательным примером религиозного рвения стал так называемый Крестовый поход детей. В 1212 году в Германии и Франции спонтанно собралась колонна из тысяч бедных детей, пастухов, подмастерьев и деревенских мальчишек. Без оружия и снаряжения, руководимые лишь верой в чудеса и божественные видения, они двинулись на юг. Этот поход закончился трагически: большинство детей погибло в пути или было продано в рабство, так и не достигнув Святой земли.

Четвертый крестовый поход: амбициозный план с неожиданным поворотом

Четвертый крестовый поход, объявленный папой Иннокентием III в 1198 году, изначально не отличался от предыдущих своей целью - освободить Иерусалим, который Саладин отвоевал у франков одиннадцатью годами ранее. Однако масштаб и подготовка этой экспедиции были беспрецедентными.

Организаторы планировали собрать внушительную армию: 4500 рыцарей с их свитами, 900 оруженосцев и 20 000 пехотинцев. Впервые в истории крестовых походов заранее были продуманы средства транспортировки такого огромного войска. Было заключено финансовое соглашение с Венецианской республикой, которая обязалась подготовить флот для перевозки крестоносцев на Восток.

Казалось бы, эта тщательно спланированная экспедиция, вдохновленная тем же чистым и искренним христианским идеалом, что и предыдущие походы, должна была увенчаться успехом. Однако реальность оказалась совершенно иной, и именно чистота и искренность намерений крестоносцев подверглись серьезному испытанию.

Венецианская сделка: когда бизнес важнее веры

Проблемы начались, когда крестоносцы прибыли в Венецию в июне 1202 года. Флот был готов, но оказалось, что прибыло лишь около трети ожидаемого количества участников похода. Что еще хуже, у них не хватало денег, чтобы оплатить услуги венецианского дожа Дандоло.

Дандоло, будучи опытным переговорщиком, решил извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Он предложил крестоносцам альтернативный способ оплаты: помочь Венеции в решении ее политических проблем. Первой целью стал город Задар в Далмации, который формально находился под властью Венеции, но проявлял признаки непокорности.

Дож убедил крестоносцев, что жители Задара, хотя и христиане, заслуживают наказания за свое непослушание. Так армия, собранная для освобождения Святой земли, оказалась втянутой в межхристианский конфликт. Крестоносцы, жаждущие действий, напали на небольшой город, подавили сопротивление властей и, воспользовавшись случаем, разграбили его.

От Задара к Константинополю: искушение золотом Византии

Успех в Задаре вдохновил дожа Дандоло на еще более амбициозный план. Он предложил крестоносцам новую сделку: довезти их до Святой земли при условии, что по пути они сделают "небольшой крюк" к Константинополю. Цель - свергнуть действующего византийского императора и посадить на трон ставленника Венеции. Дож не забыл упомянуть о богатствах Византии, намекая на щедрую награду за эту услугу.

Крестоносцы согласились, но это решение вызвало гнев папы Иннокентия III. Он пригрозил отлучением от церкви, заявив, что воины Божьи не должны быть наемниками. Однако организаторы похода нашли аргумент, способный убедить папу: они представили поход на Константинополь как шаг к воссоединению Восточной и Западной церквей, прекращению раскола. Папа, хотя и с неохотой, дал свое благословение.

Разграбление Константинополя: крах идеалов крестового похода

Летом 1203 года крестоносцы захватили Константинополь и посадили на трон своего кандидата, к большой радости Венеции. Однако их триумф был недолгим. Византийцы вскоре свергли нового императора, отказались платить обещанное вознаграждение и категорически отвергли идею церковного воссоединения.

Разъяренные крестоносцы ответили с невиданной жестокостью. Население города подверглось массовым убийствам, женщины были изнасилованы, православные церкви осквернены, а все ценности разграблены. После этого уставшие "воины Христовы" решили, что их миссия завершена, и отказались от дальнейшего путешествия в Палестину.

Четвертый крестовый поход, начавшийся как благородная миссия по освобождению Гроба Господня, завершился разграблением крупнейшего христианского города того времени. Это событие имело далеко идущие последствия: оно на столетия похоронило идею воссоединения Восточной и Западной церквей и нанесло непоправимый ущерб отношениям между католиками и православными.

Ирония судьбы заключается в том, что единственным видимым результатом этого "святого" похода стало обогащение Венеции. Символом этого стали четыре бронзовых коня, украденных из ипподрома Константинополя и установленных над входом в базилику Святого Марка в Венеции, где они и по сей день привлекают внимание туристов.