Зима на территории нашей Родины склонна наступать избирательно и не одновременно. Где-то уже вовсю лежит снег, а где-то автомобилисты продолжают утюжить холодные лужи еще летней резиной. Потянулись очереди на шиномонтаж, а те, кто имеет гараж или крытый паркинг разминаются перед упражнениями с домкратом и балонником.
Хорошо, если у Вас есть второй комплект колес, или резины, а что если их только предстоит купить? У человека, который впервые сталкивается с такой необходимостью вопросов как именно подобрать колесные диски и резину будет множество. Ответим на них максимально просто.
Колесные диски - то, что нужно знать обязательно
Автомобильные колесные диски делятся на штампованные (стальные) - самый утилитарный вариант, литые и кованные. Последние как правило самые дорогие и наиболее легкие, если Вы не автоспортсмен то легкость для Вас не будет особо значимой.
Литые диски наиболее разнообразные по своему внешнему исполнению и эстетичны по внешнему виду, но уступают штампованным в плане ремонтопригодности. Если штампованный диск при попадании в хорошую яму по сути можно только погнуть (а впоследствии прокатать), то вот литой диск может еще и расколоться, после чего как правило отправляется на восстановление - сварку, рихтовку, покраску и на продажу, поскольку для личного пользования подходить он будет мало.
Какие ключевые параметры дисков нужно учитывать?
PCD - (Pitch Circle Diameter) - диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске, а также их количество. Его еще называют “сверловка” или “разболтовка”.
Это ключевой параметр при подборе диска - если PCD будет отличаться Вы просто не наденете колесный диск на ступицу. Самым распространенным вариантом является диаметр 114,3 на 5 отверстий - это например Тойота, Мазда, Хонда, современные Субару и еще много других автомобилей. Встречаются и другие варианты типа 5х112 (Мерседес, ВАГ), 5х120 (БМВ) и.т.д.
Если Вы не знаете свой PCD - смотрите его или на самом диске с обратной стороны, или в каталоге.
DIA (или ЦО) - диаметр центрального отверстия на диске. В данном случае важный момент, чтобы он не оказался МЕНЬШЕ вашего.
Если этот параметр соответствует Вашему в точности, например диаметр ЦО у Вас 64,1 и Вы ставите диск с тем же значением, проблем с центровкой у Вас не будет. В принципе если у Вашего авто диск одевается на шпильки, а не притягивается болтами, их и так уже не будет - но если диаметр ЦО на диске больше, например 70 - лучше использовать центровочные кольца в качестве переходника. Бывают металлические или пластиковые и стоят недорого.
J (ширина диска) - параметр важный с точки зрения подбора под диск шины, обозначается в дюймах. Чем шире диск, тем более широкую покрышку на него можно надеть, и наоборот. Не рекомендуется сильно отступать здесь от заводских параметров. Если на автомобиле штатные диски шириной 7,5J то можно поставить от 7 до 8, но уже без гарантий, что элементы диска не будут задевать за тормозные механизмы, например. Параметр указывается с “изнанки” колесного диска всегда.
ET (ещё маркируется как offset) - вылет диска. Параметр, с которым больше всего путаницы. Это расстояние между привалочной плоскостью диска и серединой его ширины.
Например - штатный вылет у Вашего диска 55 мм - это значит что если Вы поставите диск где вылет будет 35 мм, то колесо будет торчать наружу, а если вылет будет например 65 то диск уйдет внутрь арки.
Вылетом диска можно в определенных пределах поиграть, вылет меньше штатного даст более широко расставленные колеса и более агрессивный внешний вид автомобиля, но есть риск, например, что резина той же ширины, уже будет тереться об арку, или вообще торчать наружу закидывая крузов грязью и мелким абразивом с дороги. Поэтому либо ищем штатный вылет, либо уточняем допустимый предел для нештатных колес.
Кроме того нештатный вылет приведет к ощутимым (особенно при условии отсутствия усилителя руля) в поведении автомобиля, и негативным образом скажется на ступичных подшипниках и элементах рулевого управления в плане ресурса. Допустимое отклонение плюс минус 10 мм - когда эффект еще не проявится.
Что нужно знать по выбору резины?
С типами резины - летняя, зимняя нешипованная (липучка, фрикционная), зимняя шипованная, а также “всесезонка”, которая на самом деле по сути своей есть летняя резина в лучшем случае с грязевым протектором мы здесь разбираться не будем. Скажем только, что летняя и зимняя резина, помимо разницы в рисунке протектора отличается еще и составом. Летняя - жестче, что положительно сказывается на поведении в условиях высоких температур и износостойкости, а зимняя мягче по своему составу.
При температурах ниже плюс 5 градусов большинство летних покрышек “дубеют” и опытный водитель уже почувствует ухудшение сцепных свойств колеса с дорогой. А зимняя резина, если ее использовать летом на жаре будет “плыть” что называется, да и износ становится очень интенсивным.
Самым главным соблазном при покупке зимней резины становится установка покрышек большей высоты, с целью приподнять машину над асфальтом. Делать этого не стоит по двум причинам:
- У Вас начнет врать спидометр, причем при переходе всего на один размер вверх, например с 55 на 60 при скорости 100 км/ч разница составит уже 3 км/ч. Т.е. без изменения водительских привычек штрафы с камер Вы рискуете начать получать чаще.
- Есть шанс, что более высокая резина начнет цеплять за элементы пластиковых защит на кузове.
Что означает маркировка на шине?
В данном примере:
205 - ширина в мм - здесь все понятно 175/185/205/225 и.т.д. Этот параметр напрямую относится к ширине диска. Для диска 7,5J шириной нормальная ширина покрышки это 215 мм. Минимально допустимая, при которой резина натянется “домиком” 205, максимальная 225 мм.
55 - Следующий параметр это высота шины. И эта цифра означает процент от ширины. Т.е. 215/55 это 55% от 215 мм. Соответственно 205/55 будет ниже, а 225/55 выше. И если Вы натянули вместо 215/55 резину 225/55 на свой диск, Вы таким образом увеличили внешний диаметр колеса тоже. Это следует иметь ввиду.
R - Буква R перед радиусом в дюймах, как ни странно, это не radius а radial - т.е. тип конструкции корда, в данном случае радиальный. Бывает еще диагональный, но как правило на очень старых покрышках.
16 - Внутренний посадочный размер шины измеряемый в дюймах это ее диаметр - например 16, 17 и.т.д.
Также не забывайте при установке новых шин на диски обращать внимание на маркировки типа outside/inside - большинство современных шин имеют направленный рисунок, и требуют соблюдения направления вращения при установке. И если резину типа “елочка” поставить наоборот может только совсем уже слепой, то с ассиметричным рисунком бывает путаница.
Обращайте внимание на такой параметр как индекс скорости - он указывается на шине сбоку вместе с индексом нагрузки (например 91T - где Т это 190 км/ч) и для большинства недорогих моделей зимней резины он запросто окажется ниже, чем максимальная конструкционная скорость Вашего автомобиля.
Поэтому если Вы ездите по трассам, да еще любите превысить разрешенные лимиты - этот параметр для Вас может быть критичным. Этот показатель указывает, какую максимальную скорость движения может выдержать шина без риска разрушения (колесо на выстрел как говорится).
Перед установкой комплекта шин на автомобиль перед сезоном, в любом случае будет полезно убедиться, что шины не имеют критичных дефектов, к которым относятся - грыжи, как радиальные так и на боковинах, расслоение и растрескивание (высохшая покрышка, как правило в силу возраста либо нарушения условий хранения), а тем более повреждений обнажающих корд.
Если же Вы начинающий автомобилист и опыта у Вас еще мало, лучше отдайте предпочтение пусть и менее именитым, но новым покрышкам из магазина, а не покупке колес с рук, где, просмотрев дефекты при покупке, есть немалый риск впоследствии бороться с дисбалансом, или уводом в сторону из-за неравномерного износа б/у шин.
Да, и пусть и недорогая и “не брендовая” но новая резина (особенно это касается зимних шин) всегда предпочтительнее 10-летнего “Победителя тестов автомобильных изданий”.
Всем хороших дорог!
Приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.