Если говорить об игре, то я оперирую понятиями из теории игр. При этом в любых играх – и детских, и взрослых – суть одинаковая. Но иногда это слово нагружено негативной коннотацией, поскольку нас рано делают взрослыми, и мы теряем в какой-то степени лёгкость и игривость, погружаясь в тяжесть борьбы за ресурсы.
В данном контексте игра – это процесс, в котором участвуют две и более стороны. Эти стороны имеют свои интересы и ведут борьбу за их реализацию.
Другими словами, каждая из сторон имеет некую цель. Эти цели могут быть известны другой стороне или скрыты. У каждой из сторон есть доступ к некоторому количеству и качеству ресурсов для достижения этой цели. И конечно, эти ресурсы могут быть (и чаще именно так) ограничены, а цели – пересекаться или быть противоположными. Тогда каждая сторона использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу в зависимости от поведения других участников.
Приходится либо ждать финала игры, когда кто-то выиграет/проиграет, и система сама начнет меняться просто потому, что сместится баланс интересов, и будет поиск нового равновесного решения (тут мы можем активно включаться в процесс изменений либо снова остаться наблюдателями). Либо создавать свою игру, организовывать свои ресурсы и приглашать в эту игру других.
При этом помним, что в любой игре практически всегда есть выигравшие и проигравшие. Полностью или частично. Ситуации win-win тоже встречаются, но тогда должны быть условия: цели игроков не конкурируют между собой, и им нужен разный состав ресурсов.
Это значит, что нужно уметь проигрывать, рефлексировать свой опыт, вставать и двигаться дальше. Победители такой привилегии не имеют – у них нет потребности анализировать свой опыт. А надо бы.
Проигрыш – это прежде всего опыт.
Автор: Татьяна Иванова, к.э.н., бизнес-тренер, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: