Почему одни страны принимают за норму движение по правой стороне дороги, а другие - по левой? За время существования автомобилей на этот вопрос давали много ответов. Однако почти все они не имеют отношения к действительности.
Часто можно встретить убеждение в том, что левостороннее движение появилось первым, из-за чего его нужно считать единственным правильным. Однако доказать эту теорию почти нельзя. Одна из версий заключается в том, что в Великобритании обнаружили древнюю каменоломню, где правая часть дороги была уничтожена сильнее левой. На одной из древних монет представлено 2 воина, которые движутся по левосторонней схеме.
Такие объяснения нельзя принимать в качестве реальных причин. Так, в морских правилах, которые считаются более консервативными, применяется правосторонняя схема. Аналогичного правила стараются придерживаться и в Великобритании. В России же уже несколько сотен лет используется правосторонняя схема. Еще в 1752 году Елизавета I издала указ, в котором сообщалось, что придерживаться нужно только правой стороны дороги. Тогда же затронули тему скорости. Англия лишь в 1756 году установила порядок с левосторонним движением.
Переход. В настоящее время правосторонними считаются более 2/3 от всех дорог в мире. Левосторонняя схема занимает остальные 28% и представлена на всех континентах. Главная причина заключается в том, что Великобритания длительное время имела влияние на другие страны. После Второй мировой войны некоторые бывшие британские колонии перешли на правостороннюю схему. Кто-то сделал это в знак протеста, а кто-то просто последовал примеру соседей.
Самым интересным опытом стал переход на другую схему в Швеции. Там 3 сентября 1967 года случился день Н - в 4.50 утра движение на дорогах полностью остановилось. Автомобили перебрались на противоположную сторону и продолжили движение ровно через 10 минут. К тому времени многие машины в Швеции уже предлагались с левым рулем. Отмечается, что после такого перехода аварийность в Швеции сократилась - автомобилисты старались ездить аккуратно и соблюдать требования всех знаков.
Какой руль лучше? При правосторонней схеме движения в автомобилях руль установлен с левой стороны. Еще в 19-20 веках рулевое колесо могли установить по центру салона или справа. Считалось, что этим обеспечивалось удобство эксплуатации транспортных средств. С развитием автомобильной промышленности эксперты сошлись во мнении, что более удобным считается левый руль - он обеспечивает контроль над встречным транспортом.
В истории были случаи, когда автопроизводители выпускали машины с нестандартным расположением руля не для перепродажи в другие страны. К примеру, в СССР был выпущен "Москвич-434П", который использовался исключительно почтальонами. Еще одна нестандартная модель - ЗАЗ-965С. Автомобили для сбора мусора тоже могут иметь правое расположение руля - так удобнее в эксплуатации.
Париж. В некоторых странах можно встретить не только "неправильные" автомобили, но и "неправильные улицы". Так, самой известной считается улица генерала Лемонье в Париже. Там используется левостороннее движение на манер Великобритании. Такие дороги встречаются и в других странах. В России левостороннюю улицу можно увидеть в Санкт-Петербурге. Такие проекты делаются в целях организации удобного движения на дороге.
Левостороннее и правостороннее движение в разные времена использовалось по-разному. Сейчас в некоторых странах все еще сохраняется схема, при которой машины оборудованы правым рулем и передвигаются слева.
Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайк! Вам не сложно, а для нас это очень важно. Спасибо!