Найти в Дзене
Александр Снитовский

Правда ли, что в Северной Корее нет частных автомобилей

Северная Корея, Пхеньян. Источник: golovko.livejournal.com
Северная Корея, Пхеньян. Источник: golovko.livejournal.com

Северная Корея, и я не устану это повторять, на сегодняшний день является одной из самых закрытых и загадочных стран мира. Политически и экономически изолированная от других государств, с мощной цензурой и безустанно работающей пропагандой, эта страна на протяжении многих лет живет по своим собственным и весьма строгим правилам, многие из которых регулярно подвергаются резкой критике со стороны мировой общественности.

Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Источник: J.A. de Roo / Commons.wikimedia.org
Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Источник: J.A. de Roo / Commons.wikimedia.org

Однако подобная волна недовольства никак не отражается на суровых буднях жителей КНДР. Они продолжают все также жить в своей реальности, заботливо созданной для них династией Кимов, работать на благо родины, создавать семьи и рожать детей. Государство дает им образование, бесплатную медицину, обеспечивает жильем.

Свадьба в Северной Корее. Источник: vokrugsveta.ru
Свадьба в Северной Корее. Источник: vokrugsveta.ru

Но вот с чем в КНДР действительно напряженка (я сейчас больше про материальное, моральную сторону вопроса в расчет не берем), так это с наличием у простых граждан собственных автомобилей. По разным оценкам, в стране с населением в 26 млн человек производится от 40 до 50 тысяч транспортных средств в год, и это не легковые автомобили, что было бы логично, а военная техника, грузовики и автобусы.

Северная Корея, дорога в Пхеньян. Источник: vokrugsveta.ru
Северная Корея, дорога в Пхеньян. Источник: vokrugsveta.ru

Так что известное выражение или, скорее, лозунг «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения», из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», справедливо практически для всех жителей планеты Земля, относящиеся к так называемому среднему классу, кроме рядовых граждан Северной Кореи.

Автомобили на одной из улиц города. Источник: Валерий Шарифулин / ТАСС
Автомобили на одной из улиц города. Источник: Валерий Шарифулин / ТАСС

Для них личный автомобиль – настоящая роскошь, которую может себе позволить только очень состоятельный человек. Обычному работяге в КНДР даже совсем простенькая машина, скорее всего, будет не по карману.

Автомобили в Северной Корее. Источник: Александр Демьянчук / ТАСС
Автомобили в Северной Корее. Источник: Александр Демьянчук / ТАСС

В Северной Корее существует несколько типов автомобильных номеров, различаемые по цвету, который, собственно, и указывает, кому принадлежит транспортное средство. Синие номера - у государственных организаций, и автомобилей под такими номерами в КНДР большинство.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

Черные номера, как и в России, принадлежат военным, красные - иностранцам, проживающим в КНДР (чаще всего, это китайские бизнесмены), зеленые – дипломатам.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

Первые три цифры - это порядковый номер, в котором страна признала КНДР и заключила с ней дипломатические отношения.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

И, наконец, желтые принадлежат частным лицам. Так вот, в одном только Пхеньяне, население которого превышает отметку в 3 млн человек, автомобилей с желтыми номерами едва ли наберется десятка два, а то и еще меньше. И это еще раз подтверждает тот факт, что простые северокорейские граждане практически не покупают личный автотранспорт.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

Почему? Ну, во-первых, как я уже говорил выше, дорого, и это, пожалуй, основная причина. Во-вторых, не за чем. Судите сами, гражданам КНДР в большинстве своем запрещено (без веской на то причины и специального разрешения) покидать родной город. Так что междугородние поездки, для которых идеально подошел бы автомобиль, отметаются автоматически.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

В пределах города передвижение на личном автотранспорте тоже не имеет особого смысла: подавляющее большинство горожан предпочитают ездить на метро, автобусах, троллейбусах, трамваях или же на велосипедах.

Общественный транспорт в Северной Корее. Источник: vk.com
Общественный транспорт в Северной Корее. Источник: vk.com

Последние, к слову, пользуются у простых корейцев большой популярностью. А что? Дешево и удобно! Поэтому и здесь необходимость автомобиля отпадает сама собой.

Граждане Северной Кореи на велосипедах. Источник: Андрей Абрамов
Граждане Северной Кореи на велосипедах. Источник: Андрей Абрамов

Кроме того, если уж быть до конца откровенным, просто так купить личный автомобиль в КНДР, даже при наличии денег, не так-то и просто – сразу начнутся вопросы, вроде, «откуда средства?», «где заработаны?» или «кто помог?».

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

Официально столько зарабатывать в Северной Корее, чтобы хватило на покупку автомобиля, простые граждане не могут – это практически невозможно. Поэтому те единицы, кто отважился на подобный шаг (накопили или им помогли родственники), придумали «серую» схему, по которой личное авто фиктивно записывалось на госорганизацию.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

Владельцу выдавались синие номера и, собственно, все – катайся в свое удовольствие! Автомобили, принадлежащие государственным организациям, не представляют интерес для сторонних наблюдателей. Ах да, и еще: машины в Северной Корее могут выделяться за какие-то исключительные заслуги, но это, как вы понимаете, случается не часто.

Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru
Автомобили в Северной Корее. Источник: travel.drom.ru

И, напоследок, еще один любопытный факт. У некоторых российских автомобилистов существует страсть к красивым номерам: «777», «666», «999» и так далее. Официально стать владельцем красивого номера невозможно. Единственный легальный способ – случайно получить его при регистрации машины в ГИБДД.

"Красивые" номера в России. Источник: ac-nn.ru
"Красивые" номера в России. Источник: ac-nn.ru

Подобная любовь к красивым номерам не чужда и высокопоставленным гражданам Северной Кореи, поэтому вся партийная верхушка, скажем так, «приватизировала» номера, начинающиеся с «727». Эти цифры символизируют памятную для всей Кореи дату - 27 июля - День окончания Корейской войны. По слухам, на автомобилях с таким номерами передвигаются исключительно высокопоставленные чиновники, а полицейские отдают им честь.

"Красивые" номера в Северной Корее. Источник: nknews.org
"Красивые" номера в Северной Корее. Источник: nknews.org

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!