Этот фильм до сих пор числится в жанре фантастики, хотя, к сожалению, явления, описанные в нем, - составляющая часть реальности. Иначе откуда покатились волной в нашу жизнь, казалось бы, забытые угрозы массовых эпидемий? Свиной грипп, птичий грипп, коронавирус...
"Комитет 19", 1971 г. "Мосфильм" 2 серии
Все начинается с того что, нам показывают работу поваров на кухне и доставку блюд . Оказывается, это кухня, обслуживающая сотрудников комитетов ООН, одним из которых является "Комитет 19" - организация, рассматривающая вопрос о допустимости применения химического и бактериологического оружия. Заседания, конференции и скучный официальный язык, который так не любит Наташа, дочь одного из членов комитета, профессора Смоленцева, хотя отец говорит, что ее поколение не хочет вникать в то, что стоит за нехудожественным языком докладов.
Наташа, как все молодые максималисты, считает, что знает все: проблемы старшего поколения - политическая паранойя, все люди разумны, хотят жить и никто эпидемии распространять не будет, себе дороже. А отец - невнимательный эгоист. Увяз в своем бюрократическом болоте, ездит по заграницам, даже на семейных праздниках не бывает и, когда во время его очередной командировки, умирает мама, Наташа, переживая ее смерть, едва ли не обвиняет в ней отца, которого не было рядом.
Откуда ей знать, какой опорой в жизни была для немногословного и сдержанного Смоленцева его жена Таня? Медсестра Таня, в прошлом вытащившая молодого фронтовика из глубокой тоски, навалившейся когда стало ясно, что его израненные руки уже никогда не станут точными и гибкими в движении, руками хирурга.
Таня крутила ему в госпитале запрещенные самокрутки, Таня подарила ему свою любовь, война закончилась и оказалось, что жить можно и нужно, что профессия биолога не менее важна и интересна. И теперь он облечен высокой ответственностью, участвует в принятии решений, влияющих на ход мировых процессов, и не может отказаться от своего долга даже тогда, когда в душе царит страшная пустота из-за утраты любимого человека.
Но психологически беззащитную, расстроенную Наташу нельзя оставлять одну в московской квартире и Смоленцев берет дочь с собой, в очередную заграничную командировку, которая окажется для него последней.
Режиссер Савва Кулиш снимал серьезные, масштабные , предупреждающие фильмы, на сюжеты которых наталкивала его сама жизнь:
"В 74 году к нам в институт приезжал Савва Кулиш. Рассказывал о своих фильмах - " Мертвый сезон" и " Комитет 19".
Съемки " Комитета" проходили где-то в центре Африке, там много озер и перелетных птиц. Почему это запомнилось - он говорил, что где-то рядом с этими птицами за большими стенами, с серьезным охранением, был частный биологический центр. Кому принадлежал, что они там делали - никто не знал. Кулиш говорил, что эти перелетные птицы по весне летят к нам, домой , и что они могут принести - один Бог ведает."
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3115/forum/f3/
Если первая серия по манере съемки близка к документалистике, да и использует документальные кадры, иногда весьма болезненные для восприятия, то вторая, помимо основной сюжетной линии, поразила меня первобытной мощью Африки, перед которой беззащитен цивилизованный белый человек.
Заграница, о которой так бездумно щебечет в телефонную трубку подруга Наташи, в большинстве мест не комфортабельный рай, Париж, Монте-Карло, рулетка и стриптиз, а, например, вот такое: жара, москиты, засуха, сменяющаяся сезонным ливнем, похожим на всемирный потоп, безнадежно засевшая в жирной грязи машина, стрельба, пустеющие от эпидемии нищие поселки. Равнодушно грохочет над бесконечно маленькими рядом с ним людьми водопад и, несчастный, мокрый до нитки, датский профессор, плача, ковыряется пальцами в консервной банке, пытаясь утолить голод под дождем.
Иронично контрастирует с этой картиной вставленная между сериями реклама туризма, где на фоне экзотических животных и страстных чернокожих красоток, звучат фальшиво-жизнерадостные голоса: "Приезжайте в Африку! Добро пожаловать в Африку!"
Замечательно подчеркивает атмосферу фильма музыка композитора Олега Каравайчука с национальным колоритом.
На бесконечном лоне природы человек, по-прежнему, мал и слаб, но его хрупкость могут успешно раздавить не только естественные стихии, но и собратья по виду: воротилы мирового бизнеса, вкладывающие деньги в оружие тихих, бесшумных, войн.
Их вежливый представитель шантажирует члена Совета ООН, во время Второй мировой войны замешанного в коллаборационизме:
- Для вас это один из многих комитетов, один из многих проектов, что же касается моих друзей, особенно господина Бергмана, то они вложили слишком много энергии и средств в биологическое оружие, чтобы позволить всяким политическим демагогам ставить это дело под угрозу.
Купленные ими ученые, проталкивают парадоксальную идею гуманности подобных разработок:
- Я вспоминаю один из тех случаев, когда я служил в морской пехоте и нам нужно было взять остров в Японском море, он назывался Иводжима. (Иводзима, но так произносится в фильме.) На нем было несколько тысяч японцев и защищались они как защищались бы черти, если бы мы вздумали оккупировать ад. Мы засыпали этот остров железом, мы штурмовали его шесть раз и мы его взяли, но эта операция, господа, стоила жизни десяти тысячам наших парней. Это значит, что десять тысяч матерей получили похоронные и десять тысяч девчонок остались без женихов.
У нас уже тогда было несколько видов химического оружия. Нам нужно было только один раз пролететь. Пролететь над этим островом, а потом, надев противогазы, занять его без кровопролития, а японцам, я полагаю, не так уж важно было отчего умереть, от газа или от мин. И вот теперь от имени этих десяти тысяч парней я вас спрашиваю: имеем ли мы право приносить наших детей в жертву своим предрассудкам?
Красиво и лицемерно, напоминает формулировку инквизиторов: "наказать насколько возможно милосердно, без пролития крови". Американец считает человеческими жертвами только своих, остальных можно посыпать ядовитым порошком, как тараканов.
Актуален также прием переноса фокуса с социальных проблем на расово-националистические:
- Сейчас, мы, капиталисты, коммунисты, в первую очередь белые люди и перед опасностью размножающихся как крысы жёлто-чёрных все средства хороши, так что уверен, мы договоримся...
- Да, я даже знаю, кто бы первым подписался бы под вашими словами...
- И кто же?
- Гиммлер, Розенберг...
- Ну что вы...
- Да, да, значит всё было впустую... Данте, Достоевский, Бах, Авраам Линкольн, вплоть до борьбы за права человека....
Вы легко расправляетесь с целыми народами, а представьте боль и страдания хотя бы одного человека...
Наташе предстоит узнать, что не все люди одинаково и естественно гуманны. Некоторые сначала кормят гостей европейским обедом с изысканным десертом, а потом подвергают пытками, пока психологическим, до физических не дошло, сверху позвонили и приказали, в связи с тем, что экспедиция находится в центре внимания международной общественности, работать современно, чисто и результативно.
Закономерно, что при всей трагичности событий, отчасти сравнять счет удалось благодаря все тому же незыблемому приоритету личной выгоды в стане врага. За взятку водитель нарушил приказ и отклонился от маршрута. Учитывая показанные методы расправы с теми, за кем международная общественность не следит, парень дешево купил себе страшную смерть.
В общем, можно понять саркастичного доктора Асеведо, перефразировавшего Гейне в соответствии со своей профессией: "Чем больше я имею дело с людьми, тем лучше начинаю относиться к вирусам". Кстати, интересный образ в фильме доктор Асеведа: декларативно аполитичен, патологический бабник, искренне ненавидит чернокожих, а в деле очень решительным и твердым бойцом оказался.
Хочу отметить прекрасное исполнение роли актрисой Светланой Смехновой (Наташа). Она сумела показать переворот в душе героини, в финале слушающей любимую папину песню "Там вдали за рекой", которая до поездки ничего кроме раздражения у Наташи вызвать бы не могла. Теперь это не только память об отце, но и свидетельство осознания героиней того, что никакая война не закончилась, ни Вторая мировая, ни гражданская, они только перешли из горячей фазы в холодную.
В фильме много удачных фраз, которые хочется цитировать и выразительных ролей, даже небольших. Кому-то он, может быть покажется затянутым в начале, или не понравятся некоторые приемы авторского кино, использованные режиссером, но финал, я думаю, проймет любого.
В картине также снимались: Николай Засухин (Смоленцев), Юри Ярвет (Тэчер), Мадлен Марион (Берутти), Наум Шопов (Асеведо), Юрис Стренга (Чемберс), Волдемар Пансо (Тансен), Башир Туре (Бавад), Александр Вокач (О'Кризи), Станислав Ландграф (Димер), Георгий Тейх (Беджер), Аконио Доло (Бонифацио), А. Сеита (председатель комитета), Игорь Донской (лейтенант-наемник) и другие.
Мой обзор закончен. Конечно, это картина не для развлечения и отдыха, но и публицистика в искусстве нужна, а в чисто кинематографическом отношении, я лично, получила достаточно удовольствия от игры и хорошо прописанных диалогов . Наиболее близкий по теме обзор политических триллеров, в которых затрагивалась африканская тема можно посмотреть по ссылке: