Найти в Дзене
Кино и книги

Опасные приключения в маленькой южной стране": 3 забытых политических детектива, снятых в СССР

Сегодня речь пойдет об страшных вещах, творящихся под солнцем. Ни для кого не секрет, что в политической борьбе часто прибегают к весьма бесчеловечным средствам, хотя и не выставляют их на всеобщее обозрение. Советское кино освещало некоторые темные стороны этого процесса и подборку я посвящаю подобным фильмам. По стечению обстоятельств в выбранных картинах часто снимались прибалтийские советские актеры и Аристарх Ливанов, но это уж так случайно вышло. "Вариант "Зомби" 1984 г. Во время международной научной конференции за рубежом исчезает советский профессор-психолог Сергей Сергеевич Лесников. Через несколько дней его обнаруживают в гостинице без памяти. Из всего происшедшего в голове потерпевшего зацепилось только женское имя - мадам Джинелли. Пресса приписывает пропаже ученого характер амурного приключения, но некто Жак Лемонье сообщает в интервью, что тот пытался бежать на его яхте с острова, где втайне проводятся испытания оружия психического воздействия. Лемонье передает знакомом
Оглавление

Сегодня речь пойдет об страшных вещах, творящихся под солнцем. Ни для кого не секрет, что в политической борьбе часто прибегают к весьма бесчеловечным средствам, хотя и не выставляют их на всеобщее обозрение.

Советское кино освещало некоторые темные стороны этого процесса и подборку я посвящаю подобным фильмам. По стечению обстоятельств в выбранных картинах часто снимались прибалтийские советские актеры и Аристарх Ливанов, но это уж так случайно вышло.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Вариант "Зомби" 1984 г.

Во время международной научной конференции за рубежом исчезает советский профессор-психолог Сергей Сергеевич Лесников. Через несколько дней его обнаруживают в гостинице без памяти. Из всего происшедшего в голове потерпевшего зацепилось только женское имя - мадам Джинелли.

Пресса приписывает пропаже ученого характер амурного приключения, но некто Жак Лемонье сообщает в интервью, что тот пытался бежать на его яхте с острова, где втайне проводятся испытания оружия психического воздействия.

Лемонье передает знакомому Лесникова профессору Дицу секретные материалы, похищенные участником экспериментов Дэвидсоном, но сам попадает в руки преследователей, чем-то парализующих его волю. Дэвидсон кончает жизнь самоубийством. Диц везет документы в Таллин. Их враги следуют за ним, чтобы убрать Лесникова, так как похищенная информация содержит ключ к его памяти.

Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Жак Лемонье в руках врагов (Арнис Лицитис).
Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Жак Лемонье в руках врагов (Арнис Лицитис).

Между тем Сергей Сергеевич видит сны, в которых смешались кони, люди, какие-то странные танцы и сцены из спектакля о Спящей красавице. Сплошной бред: мельница машет крыльями, пылающий крест, гроб качается хрустальный. КГБ, обеспечивающее охрану Лесникова, пытается разобраться в происходящем.

Что творится на острове? Кто эти таинственные преследователи и блондинка, мелькающая рядом с главными фигурантами дела то в одной, то в другой стране? Не она ли загадочная мадам Джинелли?

Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Ну как не поверить такой очаровательной девушке Лючии Джинелли, Катрин Люсье или как  ее еще там?
Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Ну как не поверить такой очаровательной девушке Лючии Джинелли, Катрин Люсье или как ее еще там?

Фильм наивно смотрится в качестве фантастики сейчас, когда стирание памяти и зомбирование известны как методы, применяющимся разведками, но в разработке их данным сюжетом - это больше образ, чем конкретное оружие.

Человек забывший родину, родственные чувства, не имеющий ничего святого за душой, управляемая толпа без памяти о прошлом - голубая мечта амбициозных правящих групп и организаций.

Трогательной вставной историей в фильме является судьба пациента Лесникова, восстановившего утраченные при ранении пробелы в сознании. Став автором и исполнителем песен, бывший лейтенант-танкист Сырцов говорит о драгоценности исторической памяти в песне "Точка опоры":

Мы штурмуем грядущего горы,

Но забвения прошлому нет,

Наша память, как точка опоры,

На которой и держится свет.

Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Лесников (Аристарх Ливанов) со своим бывшим пациентом (Михаил Ножкин).
Кадр из фильма "Вариант "Зомби". Лесников (Аристарх Ливанов) со своим бывшим пациентом (Михаил Ножкин).

Тяжелое сюрреалистическое ощущение оставляет искажение детских воспоминаний, бредовый трип, переживаемый Лесниковым, становящимся подопытным на острове, и демонстрируемое ему укрощение чернокожего повстанца, превращенного в зомби. Смысловой центр фильма - диалог Лесникова и Стэннарда о человеческом разуме.

Кадр из фильма "Операция "Зомби". Полковник Роджерс, ради развлечения гостей, лишает разума и превращает в послушную марионетку взятого в плен  главаря оппозиционного движения.
Кадр из фильма "Операция "Зомби". Полковник Роджерс, ради развлечения гостей, лишает разума и превращает в послушную марионетку взятого в плен главаря оппозиционного движения.

При такой глубокой и актуальной проблематике крайне разочаровывает инфантильный финал, недостойный даже сказки для дошкольников. Восстание в Лемурии, протесты мировой общественности и взрыв установки "Сивилла" (очень неубедительной) выглядят безвкусно и карикатурно. Мой совет - не смотрите дальше ареста Джинелли-Люсье в номере Лесникова.

В картине снимались: Аристарх Ливанов (Сергей Лесников), Юрий Гусев (следователь Демин), Валерий Ивченко (Стэннард), Ирэна Дубровская (Лючия Джинелли, она же Катрин Люсье), Ромуальдас Раманаускас (Курт Хорнеман), Валентинас Масальскис (Джеймс Дэвидсон), Валерий Бабятинский (Дитц), Арнис Лицитис (Жак Лемонье), Михаил Ножкин (лейтенант Сырцов), Альгирдас Палаувичус (полковник Роджерс).

"Человек, который брал интервью" 1986 г.

1985 г. Афганистан. Советский журналист Алексей Русанов, бравший интервью у пленных душманов, выезжает с охраной из местных правительственных бойцов на осмотр уникального храмового комплекса. Вместо зданий они находят развалины. Творение древних афганских зодчих разрушено моджахедами, а большая часть внутреннего скульптурного убранства продана американским покровителям.

Кадр из фильма "Человек, который брал интервью". Алексей Русанов (Аристарх Ливанов) в Афганистане.
Кадр из фильма "Человек, который брал интервью". Алексей Русанов (Аристарх Ливанов) в Афганистане.

На обратном пути Русанов и сопровождающие его солдаты случайно встречаются с кочевниками из Пакистана. С давних пор южные племена в определенный сезон приходили на пастбища в Афганистан, но сейчас они бегут еще и от эпидемии, которая косит людей и скот.

Русанов замечает на теле больного мужчины воспаленные комариные укусы, а потом находит в пакистанской прессе статью с намеком на искусственное происхождение заболевания. Журналист выезжает в Пакистан, не зная, что заинтересованные круги уже изучили его досье и посчитали персоной нежелательной, вплоть до устранения.

Несмотря на то, что за Русановым нагло следят и мешают связаться с посольством, он, при помощи негласных сторонников, собственного ума и риска прорывается в лабораторию по производству генетически измененных комаров.

Но одно дело подозревать - другое доказать. Профессор Нэли, стоящий во главе этого научного центра, утверждает, что комары безвредны и выводятся для естественного вытеснения насекомых - переносчиков заболевания.

Картина создана по фактам биографии двух советских журналистов-международников: Анатолия Каверзнева, странно и трагически погибшего через несколько дней после возвращения из Афганистана, и Иона Андронова, одного из авторов сценария. Андронов действительно разыскал центр бактериологического оружия в Пакистане, занимавшийся заражением людей при помощи выведенных москитов.

Разумеется, мы смотрим художественный вариант событий и в этой версии буквально хочется кричать герою Аристарха Ливанова, какую безрассудную глупость он делает вторично являясь в лабораторию, чтобы буквально раскрыться. Даже странно, что враги принимали его за агента КГБ. Ни один разведчик бы так не поступил.

Кадр из фильма "Человек, который брал интервью". Ну, вот зачем просить прикурить у собственных ищеек?
Кадр из фильма "Человек, который брал интервью". Ну, вот зачем просить прикурить у собственных ищеек?

Впрочем, осторожный человек и не сунулся бы, пользуясь случайно услышанным паролем, в это преступное гнездо, и ничего бы не узнал. Остается констатировать, что склонность к риску и помогла герою, и подвела его.

Фильм, конечно, мрачный: наблюдать за тем как издеваются над беспомощным журналистом безжалостные профессионалы - удовольствие ниже среднего, да и разоблачение, за которое заплачено такой дорогой ценой, нам, по сути, не показали. Силу человеческого духа - да.

Прекрасные натурные съемки из Афганистана и Пакистана органично сливаются со доснятым в Азербайджане. Музыка, от ностальгической протяжной русской песни до тревожного фона, имитирующего звон и шелест крыльев огромной массы комаров, оригинально подчеркивает эмоциональную сторону действия.

Помимо безрассудно смелого Русанова, интересно сыгран персонаж местного спонсора всех этих политически-бактериологических игр Хамиз-хана (Мелик Дадашев), с его неизменными четками и персидскими поговорками. Впрочем все играют убедительно от шофера, не любящего полицию и неравнодушного к деньгам, до страстного мусульманина - умирающего афганского ученого (Идрис Рустамов). Жаль, что титры скудные и многие исполнители ролей не указаны.

В съемках также участвовали: Андрей Мягков (профессор Нэли), Гасан Мамедов (Аль-Мирзам, заместитель редактора газеты), Александр Зайцев (Бекер, заведующий лабораторией), Николай Кочегаров (американский консул) и другие актеры.

"Жизнь прекрасна" 1979 г. , СССР - Италия

Группа африканских военных бежит через пальмовый лес к морю, сопровождая женщин и плачущих детей. Берег шикарный - белый песок, вода бирюзового оттенка, но беглецам не до этого: на волнах покачивается ожидающее судно. Забравшись в него, гражданские и охрана вздохнули спокойно, но тут над ними проносится вражеский самолет. Сейчас обстреляют с воздуха!

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Война в райских пейзажах.
Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Война в райских пейзажах.

Но за штурвалом - летчик Антонио Мурильо. На приказ командира по радио он отвечает: "У меня пулемет заело!" Судя по возгласам начальства, такая незадача происходит регулярно. "Не хочешь быть военным летчиком - я сделаю из тебя таксиста!" - кричит командир. "Пошел ты знаешь куда?"- отвечает Мурильо, предусмотрительно отвернувшись в сторону.

И вот уже Антонио за рулем такси в чудесном курортном средиземноморском городке. "Мурильо, ты где? - разрывается диспетчер. "У меня испортилось радио"- отвечает таксист. "Смотри, Мурильо, у меня лопнет терпение" - грозится начальство. "А пошел ты знаешь куда?" - привычно произносит Антонио.

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Антонио  - таксист. Сбылось проклятие командира!
Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Антонио - таксист. Сбылось проклятие командира!

На дороге его тормозят военные, обыскивают людей и машину. Похоже, здесь это привычный образ жизни. Долго ли жизнерадостный таксист с собственным мнением продержится без проблем в стране с таким режимом? Но пока, доставив пассажиров, он заезжает перекусить и поболтать со своей девушкой Марией, официанткой. Да, можно сказать, у героя есть вкус!

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Антонио (Джанкарло Джаннини) и Мария (Орнелла Мути)
Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Антонио (Джанкарло Джаннини) и Мария (Орнелла Мути)

Вот только Мурильо не знает, что Мария, не просто красавица, а еще и подпольщица и именно сейчас в его беззаботной жизни начинаются большие неприятности.

Ситуация, в которую попадает беспечный таксист, напоминает положение героя романа Войнич "Овод": любимая девушка, участвующая в борьбе за свободу, провокация полиции, обвинение в предательстве. Только характер персонажа другой и обращаются с ним после ареста куда жестче.

Несмотря драматическое положение главного героя (подставили, свои изводили как предателя, да и просто били в тюрьме), картина снята так, что название ей очень подходит. Лето, море, солнце, уютные кафе и пляжи, красота пейзажей, лирическая музыка, очаровательная юная Орнелла Мути - Мария, любовь, мечты - все говорит о том, что жизнь прекрасна, когда людям не мешают просто быть счастливыми.

И как изящно закольцован сюжет: снова лодка, море, погоня, лес , самолет, только герой уже в роли преследуемого. Белая воздушная машина, подтверждая жизнеутверждающее название картины, взлетает в безбрежное небо. Помимо истории борьбы за свободу, это еще и прекрасный рассказ о том, как важно в любви доверие.

Режиссер - Григорий Чухрай. Из актерских работ наиболее впечатляет игра Джанкарло Джаннини. Мы буквально проживаем с ним все сомнения и метания Антонио, чувствуем, как растет его личность и меняется отношение к жизни.

Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Регимантас Адомайтис в роли следователя.
Кадр из фильма "Жизнь прекрасна". Регимантас Адомайтис в роли следователя.

Также очень хорош Регимантас Адомайтис - коварный следователь, играющий подозреваемым, как кошка мышкой, пока тот не включается в тюремные интриги в качестве достойного соперника.

В картине также снимались: Юозас Будрайтис (доктор Гомес), Евгений Лебедев (начальник тюрьмы Ростао), Отар Коберидзе (Альварадо), Станислав Чекан (заключенный), Игорь Ясулович (санитар), Стефано Мадия (Пако, подпольщик), Энцо Фьермонте (Жоао, дядя Марии) и другие итальянские и советские артисты. В наилучшем качестве фильм нашла в "Одноклассниках".

Надеюсь, мне удалось вас заинтересовать. Приятного просмотра! Предыдущий обзор на похожую тему вы найдете здесь: "Игры иностранных разведок" : 3 забытых интересных советских фильма про шпионов".

-13