Протестантские миссионеры начали свою деятельность в Америке вместе с первыми переселенцами, которые прибыли на континент в поисках новых возможностей и свободы вероисповедания. С момента основания первых поселений, где были построены дома и возведены церкви, одной из главных задач миссионеров стало просвещение колонистов. Это стремление было глубоко укоренено в традициях Реформации, когда такие выдающиеся фигуры, как Мартин Лютер и Жан Кальвин, подчеркивали важность грамотности среди простого населения. Они считали, что каждый человек должен иметь возможность самостоятельно читать Библию, а церковные и государственные лидеры должны получать образование, соответствующее их служению.
В этом контексте протестантские религиозные организации начали активно открывать школы и колледжи, стремясь обеспечить доступ к образованию для всех слоев населения. В 1636 году они сыграли ключевую роль в основании Гарвардского университета, который стал первой высшей учебной заведением в Америке и символом стремления к образованию и просвещению. Это учреждение не только способствовало развитию теологии, но и стало центром научных исследований и культурной жизни, что в свою очередь укрепило позиции протестантизма в новом мире.
Широкая свобода действий, которую имела церковь в Америке, способствовала ее творческим устремлениям. Миссионеры активно занимались благотворительностью, поддерживали различные социальные инициативы и участвовали в антиалкогольном движении, что отражало их стремление улучшить общество. Финансирование этих мероприятий часто поступало от акционерных компаний, которые были заинтересованы в успешном переселении людей на американский континент и создании устойчивых колоний.
С момента Американской революции и до Первой мировой войны США стали страной, где протестантизм занимал доминирующее положение и стал религией большинства. Однако к концу XVII века и в XVIII веке, когда в Америку начали прибывать англичане, испанцы и французы, протестантизм стал терять свою монополию. Новые группы населения стремились создать свои собственные церкви, что привело к разнообразию религиозных течений и конфессий. Это изменение в религиозной картине страны побудило протестантских миссионеров отправлять своих агентов в другие страны, чтобы распространить свои идеи и практики.
Многие из этих миссионеров уже имели опыт обращения индейцев в протестантизм. Важно отметить, что они не просто навязывали свою веру, но искали общие черты между языческими верованиями коренных народов и христианством. Это позволило им находить точки соприкосновения и создавать более адаптированные формы религиозного общения.
Основные миссионерские организации:
- Бюро уполномоченных для иностранных миссий (основано в Бостоне в 1810 г.);
- Бюро протестантской епископальной церкви в Северной Америке (основано в 1835 г. в Нью-Йорке);
- Бюро пресвитерианской церкви (основано в 1837 г. в Нью-Йорке);
- Миссионерский Союз американских баптистов (основан в 1814 г. в Филадельфии).
Деятельность американских миссионеров в Османскую империю началась с 1820 года. В это время, они уже активно действовали в Сирии и Палестине.
Российской империи такое положение дел не нравилось. В 1837 году русский посол в Турции официально предупредил миссионеров о том, что Россия «никогда не позволит протестантизму распространиться в Турции». В 1847 году правительство осман признало протестантских христиан сепаратистской. Патриарх греческой православной церкви Григорий VI в 1835 году заявил, что протестантские книги содержат хулу на православие.
Поэтому в 1846 голу американская протестантская миссия в Константинополе, направила усилия на армян. Для этого, в Бейруте, где было много армян миссионеры основали типографию.
Всего в Османской империи активно работали семь миссионерских протестантских организаций из США.
Общее число американских миссионеров к началу XX века составляло 60 тысяч. Число протестантских церквей - 133, протестантских школ – 425, учеников в них – 23 тысяч. Спонсорскую помощь оказывали американские торговые фирмы.
Такое усиление протестантизма было связано с ослаблением роли Российской империи как защитницы православия после Крымской войны. Русских православных миссий в Османской империи не было.
Американский протестантизм на фоне указанного быстро вошел в силу. Тем более, американские миссионеры уплачивали налог за своих сторонников, который позволял тем не служить в армии. Имевшиеся средства позволяли американским миссионерам оказывать и иную материальную помощь. Только Первая мировая война не позволила протестантизму окончательно укрепиться в турецком обществе.
Материал подготовлен на основе статьи Натальи Григорьевны Зиминой Американские миссионеры в Османской империи (XIX начало XX века).
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!