Найти тему
История и культура Евразии

Жан Кальвин - Даже когда у вас отнимут все, у вас останется возможность обращаться к Всевышнему от всего сердца

Оглавление

Жан Кальвин был одним из наиболее влиятельных теологов своего времени, и его вклад в развитие христианской теологии остается значимым до сегодняшнего дня.

Его учение о предопределении и абсолютном суверенитете Бога стало основой для кальвинизма, одного из самых распространенных направлений протестантизма. Кальвин был также известен своими полемическими способностями и стремлением к реформации церкви. Он критиковал многие аспекты католической церкви, включая идею о том, что священники могут посредством своих действий обеспечить спасение души. Вместо этого он утверждал, что спасение зависит только от Бога и что человек не может ничего сделать, чтобы заслужить его.

Кальвин также призывал к реформе образования и культуры. Он считал, что образование должно быть доступно для всех, а не только для элиты, и что люди должны быть обучены не только религиозным вопросам, но и наукам и искусству. Он также поддерживал идею о том, что церковь должна играть активную роль в обществе и заботиться о бедных и нуждающихся.

Жан Кальвин умер в 1564 году, но его наследие живет до сих пор. Кальвинизм остается одним из самых влиятельных направлений протестантизма, а его идеи о предопределении и абсолютном суверенитете Бога продолжают вызывать дискуссии и споры в христианской теологии. В целом, Жан Кальвин был одним из наиболее важных и влиятельных фигур в истории христианства, и его вклад в развитие религиозной мысли останется значимым на протяжении многих лет.

Жан Ковен, или Жан Кальвин (10 июля 1509, Нуайон — 27 мая 1564, Женева) — французский теолог, полемист и пастор времён протестантской Реформации. Считается одним из основателей кальвинизма ― системы христианского богословия, включающей доктрины предопределения и абсолютного суверенитета Бога в спасении человеческой души от смерти и вечного проклятия, в которых Кальвин развил учение Августина и других христианских богословов
Жан Ковен, или Жан Кальвин (10 июля 1509, Нуайон — 27 мая 1564, Женева) — французский теолог, полемист и пастор времён протестантской Реформации. Считается одним из основателей кальвинизма ― системы христианского богословия, включающей доктрины предопределения и абсолютного суверенитета Бога в спасении человеческой души от смерти и вечного проклятия, в которых Кальвин развил учение Августина и других христианских богословов

Первые годы

Родился в северном французском городе Нуайон в регионе Пикардия. Записей в реестрах совета-капитула не осталось. Отец был зажиточным юристом и купил ему должность священника-капеллана.

Учёба

В 1523 году Кальвин отправился для получения университетского образования в Париж. Как раз в это время, в Нуайоне была эпидемия чумы.

В Париже Жан изучал латинскую грамматику в школе-коллегии. Лекции читал известный преподаватель-латинист Матюрин Кордье. Так что ему латынь далась легко. Зачислили на факультет искусств.

Кальвин изучал логику по Папы Римского Петра Испанского. Также труды Аристотеля и диалектику, в последний год обучения ― «Физику» Аристотеля. В Париже Кальвин познакомился с идеями августинской школы.

Аврелий Августин Иппонийский (13 ноября 354, Тагаст — 28 августа 430[2], Гиппон Царский), также известный как Блаже́нный Августи́н — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Католической церкви в святоотеческий период
Аврелий Августин Иппонийский (13 ноября 354, Тагаст — 28 августа 430[2], Гиппон Царский), также известный как Блаже́нный Августи́н — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Католической церкви в святоотеческий период

В 1527—1528 годах Кальвин уехал изучать гражданское право в Орлеан. В Париже преподавалось только каноническое право. В 1529 году Кальвин учиться уже в Буржском университете, где блистает Андреа Альчиато.

Джованни Андреа Альчато (8 мая 1492, Альзате-Брианца близ Милана — 12 января 1550, Павия) — итальянский юрист, один из основателей юридического гуманизма. Наиболее известен как автор текста «Эмблематы» (Милан, 1522), иллюстрированное издание которой (Антверпен, 1531) породило эмблематическую книгу как особый литературный жанр и оказало значительное влияние на культуру маньеризма и барокко
Джованни Андреа Альчато (8 мая 1492, Альзате-Брианца близ Милана — 12 января 1550, Павия) — итальянский юрист, один из основателей юридического гуманизма. Наиболее известен как автор текста «Эмблематы» (Милан, 1522), иллюстрированное издание которой (Антверпен, 1531) породило эмблематическую книгу как особый литературный жанр и оказало значительное влияние на культуру маньеризма и барокко

В начале 1531 года Кальвин получил степень лиценциата права. Во время обучения Кальвин также познакомился с идеями гуманизма.

  • Гуманизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

В июне 1531 года Жан закончил научный труд — комментарий на сочинение Сенеки De Clementia (с лат. — «О милосердии»). В труде показал глубокие познания в знаниях античности, и владение риторикой.

Конфликт с католической церковью

Накопленные знания и идеи гуманизма дают ростки. Кальвин, которому светит блестящее теологическое будущее все чаще задумывается о том, что церковь не может быть посредником между Всевышним и людьми. Это присвоение божеских прав. Своеобразная узурпация.

В октябре 1533 года, Кальвин написал речь «О христианской философии» для своего друга Николя Копа — нового ректора Парижского университета. Коп произнёс эту речь в начале учебного года 1 ноября 1533 года. В ней призывал к умеренным реформам католической церкви. Но уже 12 ноября Николя Копа смещён с должности ректора и бежал в швейцарский Базель.

Кальвину также пришлось бежать на юг Франции. Там жил под вымышленным именем.

  • У него окончательно оформляются идеи трудолюбия, церковного усердия, личного контакта с Всевышним, стремления к накопительству как богоугодного дела (это необходимо для спокойного диалога с Богом). Эти идеи оформлены в труде «Наставления в христианской вере».

Во Франции пылают костры инквизиции. Кальвин отправляется в вольную Швейцарию. Там публикуются его "Наставления", которые имеют большую популярность.

В июле 1540 года Кальвин переехал в Страсбург, при этом записавшись в цех портных. В августе 1540 года женился на бедной вдове с тремя детьми Иделетте де Бур (1500—1549). Живут бедно, но счастливо. Супруга окружила его заботой. Родила ему трех детей, которые умерли во младенчестве.

В 1541 году переехал в Женеву. Здесь хоть и не занимает официальной должности, зато пользуется огромным авторитетом. Запрещает праздники, модную одежду, слишком вкусную еду, даже разбивают зеркала как предметы роскоши.

В 1553 году принимает участие в судебном деле провозвестника научного атеизма Мигеля Сервета. Тот провозглашает, что Природа и Всевышний тождественны. Его осудили в Испании к костру. Сбежал в Женеву. Оттуда хотел ехать в Италию. В Женеве арестовали и все таки сожгли на костре из собственных книг.

Мигель Сервет (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сихена — 27 октября 1553, Женева) — испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач
Мигель Сервет (29 сентября 1511, Вильянуэва-де-Сихена — 27 октября 1553, Женева) — испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач

В Женеве складывается оппозиция Либертинов, которые выступают против строгостей Кальвина. Но Кальвину удалось отправить в изгнание предводителей либертинов.

В конце жизни, Кальвин страдал от букета заболеваний и мучительно умер. Однако его идеи продолжили жить, распространяясь по всей Европе.

Кальвин на смертном одре. Литография В. Л. Вальтона (1865)
Кальвин на смертном одре. Литография В. Л. Вальтона (1865)

Совет Кальвина людям XXI века: Даже когда у вас отнимут все, у вас останется возможность обращаться к Всевышнему от всего сердца.

Статьи по теме: