Жан Кальвин был одним из наиболее влиятельных теологов своего времени, и его вклад в развитие христианской теологии остается значимым до сегодняшнего дня.
Его учение о предопределении и абсолютном суверенитете Бога стало основой для кальвинизма, одного из самых распространенных направлений протестантизма. Кальвин был также известен своими полемическими способностями и стремлением к реформации церкви. Он критиковал многие аспекты католической церкви, включая идею о том, что священники могут посредством своих действий обеспечить спасение души. Вместо этого он утверждал, что спасение зависит только от Бога и что человек не может ничего сделать, чтобы заслужить его.
Кальвин также призывал к реформе образования и культуры. Он считал, что образование должно быть доступно для всех, а не только для элиты, и что люди должны быть обучены не только религиозным вопросам, но и наукам и искусству. Он также поддерживал идею о том, что церковь должна играть активную роль в обществе и заботиться о бедных и нуждающихся.
Жан Кальвин умер в 1564 году, но его наследие живет до сих пор. Кальвинизм остается одним из самых влиятельных направлений протестантизма, а его идеи о предопределении и абсолютном суверенитете Бога продолжают вызывать дискуссии и споры в христианской теологии. В целом, Жан Кальвин был одним из наиболее важных и влиятельных фигур в истории христианства, и его вклад в развитие религиозной мысли останется значимым на протяжении многих лет.
Первые годы
Родился в северном французском городе Нуайон в регионе Пикардия. Записей в реестрах совета-капитула не осталось. Отец был зажиточным юристом и купил ему должность священника-капеллана.
Учёба
В 1523 году Кальвин отправился для получения университетского образования в Париж. Как раз в это время, в Нуайоне была эпидемия чумы.
В Париже Жан изучал латинскую грамматику в школе-коллегии. Лекции читал известный преподаватель-латинист Матюрин Кордье. Так что ему латынь далась легко. Зачислили на факультет искусств.
Кальвин изучал логику по Папы Римского Петра Испанского. Также труды Аристотеля и диалектику, в последний год обучения ― «Физику» Аристотеля. В Париже Кальвин познакомился с идеями августинской школы.
В 1527—1528 годах Кальвин уехал изучать гражданское право в Орлеан. В Париже преподавалось только каноническое право. В 1529 году Кальвин учиться уже в Буржском университете, где блистает Андреа Альчиато.
В начале 1531 года Кальвин получил степень лиценциата права. Во время обучения Кальвин также познакомился с идеями гуманизма.
- Гуманизм (от лат. humanus — букв. человечный) — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.
В июне 1531 года Жан закончил научный труд — комментарий на сочинение Сенеки De Clementia (с лат. — «О милосердии»). В труде показал глубокие познания в знаниях античности, и владение риторикой.
Конфликт с католической церковью
Накопленные знания и идеи гуманизма дают ростки. Кальвин, которому светит блестящее теологическое будущее все чаще задумывается о том, что церковь не может быть посредником между Всевышним и людьми. Это присвоение божеских прав. Своеобразная узурпация.
В октябре 1533 года, Кальвин написал речь «О христианской философии» для своего друга Николя Копа — нового ректора Парижского университета. Коп произнёс эту речь в начале учебного года 1 ноября 1533 года. В ней призывал к умеренным реформам католической церкви. Но уже 12 ноября Николя Копа смещён с должности ректора и бежал в швейцарский Базель.
Кальвину также пришлось бежать на юг Франции. Там жил под вымышленным именем.
- У него окончательно оформляются идеи трудолюбия, церковного усердия, личного контакта с Всевышним, стремления к накопительству как богоугодного дела (это необходимо для спокойного диалога с Богом). Эти идеи оформлены в труде «Наставления в христианской вере».
Во Франции пылают костры инквизиции. Кальвин отправляется в вольную Швейцарию. Там публикуются его "Наставления", которые имеют большую популярность.
В июле 1540 года Кальвин переехал в Страсбург, при этом записавшись в цех портных. В августе 1540 года женился на бедной вдове с тремя детьми Иделетте де Бур (1500—1549). Живут бедно, но счастливо. Супруга окружила его заботой. Родила ему трех детей, которые умерли во младенчестве.
В 1541 году переехал в Женеву. Здесь хоть и не занимает официальной должности, зато пользуется огромным авторитетом. Запрещает праздники, модную одежду, слишком вкусную еду, даже разбивают зеркала как предметы роскоши.
В 1553 году принимает участие в судебном деле провозвестника научного атеизма Мигеля Сервета. Тот провозглашает, что Природа и Всевышний тождественны. Его осудили в Испании к костру. Сбежал в Женеву. Оттуда хотел ехать в Италию. В Женеве арестовали и все таки сожгли на костре из собственных книг.
В Женеве складывается оппозиция Либертинов, которые выступают против строгостей Кальвина. Но Кальвину удалось отправить в изгнание предводителей либертинов.
В конце жизни, Кальвин страдал от букета заболеваний и мучительно умер. Однако его идеи продолжили жить, распространяясь по всей Европе.
Совет Кальвина людям XXI века: Даже когда у вас отнимут все, у вас останется возможность обращаться к Всевышнему от всего сердца.
Статьи по теме: