Хотя этот ребенок - абсолютно зрячий и слышит хорошо. Да и вообще, физически в нем не найти никаких изъянов. Рослый, румяный и подвижный, как и любой развитый мальчишка его возраста.
Как говорится, каждый по-своему изучает окружающий мир и определяет, что ему нравится, а что нет. Кто-то глазами выбирает что-то красивое и привязывается к этому. Кто-то - по звукам ищет свои предпочтения. А кому-то - обязательно надо сначала потрогать.
Это как с платьем: для кого-то важна исключительно его красота, силуэт и дизайн, а кому-то - важнее чувствовать себя в нем комфортно.
И, как говорила одна моя знакомая психолог, друзей люди тоже так выбирают. Как платья? Ну да, люди ведь, как ни крути, существа весьма эгоистичные… хотя, о чём это я?
Ведь сегодня я хотела написать вовсе не о визуалах, аудиалах и прочих, а просто об очередном мальчике, который проходил комплексный курс в стационаре нашего специализированного социального учреждения для детей с особенностями развития (где я веду творческие кружковые занятия).
В "кулуарах" стационара - его как только не называли: и "ходячим носом", и "нюх-нюхом", и "парфюмером", и более неблагозвучными прозвищами! Однако, "в миру" он просто Илюша. Не более, не менее.
Илюша
Ребенок из стационара, 5 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь (со слов мамы) - понимает частично (со слов психолога и дефектолога - не понимает), на имя - откликается редко (но всё же, иногда есть такое, если это не случайное поворачивание головы в сторону источника звука). Навыки самообслуживания - не сформированы, поэтому в стационаре он находится под сопровождением мамы (кормление, одевание, туалет, гигиена и прочее)
На занятиях - по сути, за него тоже всё делает мама: и лепит, и клеит, и рисует, и на пособиях рычажки крутит и кнопочки нажимает.
Но спасибо Илюше хотя бы за то, что он все занятия-процедуры воспринимает относительно спокойно: не вокализирует на весь этаж, не дерется и не кусается. Разве что носом везде лезет (не только в предметы, но и к педагогам и соседям по парте, если таковые имеются на уроке).
А мама, нежно отстраняя Илюшу от "объекта", всегда говорит с улыбкой:
- Вы уж нас извините, такие вот мы "нюхачи".
Питание
Накормить Илюшу - это целая проблема.
Перво-наперво: он ни за что не соглашался есть в столовой. Закрывал руками лицо и выбегал. А потом - тихонько плакал в коридоре.
Здесь я его хорошо понимаю! Мне тоже в детстве и юности категорически не нравились "столовские" запахи (всегда казалось, что, помимо еды, там неизменно пахнет мокрыми тряпками с хлоркой, и будто бы этот жуткий запашок исходил непосредственно от клеёнки на столе).
Ну, мамочке пришлось договариваться с няней-буфетчицей, чтобы та приносила Илюше поднос с едой непосредственно в палату (разумеется, маме до этого пришлось пройти "квест": написать обоснование, отдать его старшей по пищеблоку, которая, в свою очередь, должна передать его диет-сестре на рассмотрение, а та - должна была получить одобрительную подпись главной медсестры, о как).
Ну, это и не важно…
Важно то, КАК Илюша кушал… Воспитатели говорят, процесс этот - затяжной, а порой и весьма драматичный.
- Он сначала обязательно понюхает каждую тарелочку-чашечку и всё их содержимое.
- Если сразу что-то не понравится - отодвигает и хнычет. И уже начинает работать с тем, что осталось после "отсеивания". Но это еще не последний "тур"!
- Он потом в ЭТОЙ тарелке перенюхает чуть ли не каждый кусочек, каждую картофелинку в супе или кусочек мяса в гуляше. И маме приходится подносить ложкой каждый кусочек к Илюшиному носу.
- С кашами - попроще: тут либо нравится запах, либо нет, а значит, будет есть или не будет - это "лотерея". К тому же, бывает так, что одна и та же каша в какой-то день ему понравится, а в какой-то - нет.
- А чай-компот-какао - ему наливают в его домашнюю чашку. Мама говорит, он не хочет прикасаться губами к казенным чашкам-стаканам, они же близко к носу находятся, а, значит, он вполне может учуять посторонний запах. То же самое и с ложками. А учитывая то, что кормит-поит его мама, думаю, что она не заблуждается в этом вопросе.
Илюша на занятиях и процедурах
И у психолога, и у дефектолога, и у нас в кружках - как я говорила, он всегда находится под маминой трепетной опекой. Она держит его руки, и САМА всё делает его руками.
Но прежде чем приступать к работе - минут 5 (а то и больше) они посвящают "ритуалу".
Илюше необходимо сначала перенюхать все предметы, пособия, материалы и инструменты, с которыми будут работать. И если на том же карандаше, листе или игровом тренажере он почувствует не тот запах, он вообще это в руки не возьмет. Будет либо отодвигать подальше, либо сам отодвигаться и утыкаться лицом в маму.
И уговаривать - бесполезно: Илюша сразу "зависнет" в одном положении, уйдет в себя и не будет никого видеть и слышать. А мама - просто уведет его с занятия, честно признавшись в том, что в этот раз толку не будет.
Да, кстати!
Между прочим, Илюше очень нравится запах спиртового антисептика, которым я у себя в кабинете обрабатываю стол и материалы! И, если на столе этот запах частично остается, он может чуть ли не лбом по столу возюкать, еще и улыбаясь при этом!
Нет, это меня не смущает. Как раз наоборот, я радуюсь, что хоть какая-то "фишка" есть, которая привлекает его к занятию (как бы цинично это ни звучало).
Но! Бывают и весьма неудобные случаи
Например, случилось раз Илюше попасть на гостевой мастер-класс по декупажу, который проводили "приезжие" из какого-то детского клуба.
Конечно, он ничего не делал, а просто сидел у мамы на руках и смотрел, но вел себя гораздо тише, чем остальные ребята.
Так вот… когда недалеко от Илюши открыли клей, он, потянувшись носом к пузырьку и почуяв аромат, резко завизжал, вскочил и рванул прочь из комнаты, где проводился мастер-класс.
А ведь клей был - не какой-то там "токсичный и страшный", а мирный и безопасный (внешне - типа ПВА). Но Илюша так и не захотел возвращаться в комнату, а сидел в коридоре на диванчике и плакал. И воспитательнице пришлось в течение всего мастер-класса сидеть рядом с ним, т.к. мама Илюши захотела доделать поделку до конца.
И вот еще!
Наверное, еще более "неудобный" случай. Тут Илюша даже напугал!
Есть у нас в учреждении одна милейшая педагог-совместитель, относительно новенькая (честно, не знаю, какие занятия она ведёт, но числится в отделе "правовой помощи"). Симпатичная девушка с броским макияжем и веселым нравом.
Но в тот раз ей, видимо, было не очень весело.
Надо сказать, парфюм у нее - тоже был весьма интересный. Конечно, несмотря на правило "не пользоваться духами с сильными запахами", она всегда на работе пользуется довольно сильной туалетной водой, с приторно-сладким клубнично-ванильным ароматом.
Так вот, сидит она, значит, в коридорчике за "приёмным" столиком, что-то пишет в журнале…
К ней сзади подходит Илюша, обнюхивает её всю, как собачка. Девушка не успела даже удивиться или возмутиться по поводу его неформального поведения, а он - вдруг её за плечо АМ! (или за верхнюю часть руки, я толком не разглядела).
Ну она, понятное дело, не ожидала, взвизгнула так, что бедный Илюша сам испугался и заплакал.
Мама, конечно, извинилась (нормальная она, не "хамка-яжемамка"). Обосновала это тем, что Илюше "понравился вкусный запах этой учительницы". В общем, разошлись люди мирно, не держа ни на кого зла.
Но крысы-доброжелательницы - все равно нашлись (среди коллег, а не среди других мам в коридоре!) и донесли до заведующей стационаром, где лежал Илюша, а та заведующая, в свою очередь, напустилась на заведующую "правовым" отделением (где работает та "клубнично-ванильная" девушка), не забыв донести об этом еще и ЗамЗаме… серпентарий, правда?
И уже ЗамЗама - вызвала девушку "на ковер" и, в присутствии обеих заведующих, взяла с нее слово, что та НЕ будет пользоваться на работе парфюмом.
Ну, в принципе, правильно, если бы не так грубо… Да и, полагаю, эта учительница уже после Илюшиного укуса сделала выводы и во вмешательстве тридцати трёх начальников не нуждалась.
В общем…
Теперь мы знаем, что есть и ТАКИЕ ребята… И в общении с ними - тоже надо действовать крайне осторожно. А то мало ли! Но, конечно, и посочувствовать Илюше тоже можно. Даже не представляю, как ему сложно жить в мире людей и вещей, которые, увы, неизбежно чем-нибудь пахнут.
А у Вас, дорогие читатели, пусть всё будет легко и с песней. И работа, и отдых.