Найти тему

Домкрат. История инструмента. Тайны древности, шпионские страсти и семейные ценности

Оглавление

Домкрат — незаменимый инструмент, который играет важную роль в автомобильной и строительной сферах, позволяя поднимать тяжелые грузы и осуществлять обслуживание различного оборудования. Несмотря на свою простоту и кажущуюся обыденность, история этого устройства полна загадок и даже шпионских страстей!

От примитивных подъемных механизмов древности до современных гидравлических и электрических моделей, домкрат прошел долгий путь эволюции. В данной статье мы исследуем его историю, рассмотрим ключевые моменты в развитии различных типов домкратов и узнаем, как они стали незаменимыми помощниками в нашей повседневной жизни.

Привет, Яша! Откуда слово “домкрат” пришло в русский язык?

-2

Начнём с лингвистики. По звучанию логично было бы предположить, что слово пришло из немецкого, как и большинство технических терминов. Однако, по-немецки домкрат называется Wagenheber (дословно - “автоподъёмник”). Наверняка есть и другие инженерные или “народные” названия. И если среди наших читателей есть русскоговорящие мастера из Германии, напишите, пожалуйста, в комментариях, как ваши немецкие коллеги называют домкрат.

Далее, по логике, вспоминается Пётр I, голландцы и кораблестроение. И это верное направление! В голландском языке действительно есть слово “dommekracht”, обозначающее большой подъёмный механизм. И перекочевало оно к нам, упростившись до “домкрата” именно в эпоху Петра. Да только вот сегодня сами голландцы “доммекрахтом” называют только большие промышленные подъёмники. А компактный автомобильный домкрат у них зовётся просто “krik”.

В английском “домкрат” называется “jack”. Точных объяснений, почему именно, как обычно, нет. Но наиболее вероятно, что этимология восходит к имени Jack (Джек), издавна считавшимся в английском языке именем для простолюдинов. Если проводить аналогии с русским, это будет похожим на наше пренебрежительное “Вася”. А если переводит дословно, то получится “Яша”.

Кстати, реечный домкрат в английском называется “хай-джек” (Hi-Jack), где первая часть - конечно же не “Привет!”, а очевидное сокращение слова “high”, то есть “высокий”. Но забавно, что, соединив два слова в одно: “hijack”, мы получим сленговый глагол, означающий “угонять”.

В лингвистике поупражнялись, пора переходить к истории.

Раннее Средневековье

Древний мир вспоминать не будем. Да, подъёмные механизмы использовались ещё египтянами для строительства пирамид. Знали их и греки во главе с Архимедом. Но все эти механизмы были громоздкими системами рычагов и блоков, и к привычному нам домкрату имели мало отношения.

-3

Впервые о домкрате (точнее, о механизме, напоминающем его по принципу действия), упоминается у римлян. Их легионеры использовали что-то похожее при штурме городов. С помощью такого приспособления воины разжимали створки городских ворот.

Существует интересная легенда, согласно которой, вклад в распространение данного механизма внёс бродячий художник. Случилось это во время очередного конфликта. В лагерь одной из противоборствующих сторон пришел живописец и предложил запечатлеть местного военачальника на фоне чудо-машины. И тот, естественно, согласился. Портрет был готов, но художник странным образом куда-то исчез. А потом объявился у противника и неплохо заработал, продав изображение другому военачальнику, уже вражескому. Некоторые шутят, что это был первый в истории описанный случай промышленного шпионажа.

Эпоха Возрождения

-4

Говорим “Возрождение”, подразумеваем “Да Винчи”. Не обошлось без него и в случае с домкратом. За основу Леонардо взял шестерёнку, изобретённую ещё в третьем веке до нашей эры своим предшественником, гением Античности, Архимедом. Добавив к шестерне реку и ручку для вращения, Да Винчи получил прообраз реечного домкрата, одна из конструкций которого, с минимальными усовершенствованиями, используется до сих пор.

Наше время

Время шло. Техническая революция и бурный рост промышленности в 19-м веке требовал поднимать всё более тяжелые грузы. А механизмы для их подъёма требовались всё более компактные.

Реечный домкрат. Из учителя - в изобретатели!

-5

Идея создания настоящей “палочки-выручалочки” современных джиперов пришла в 1905 году американцу по имени Филипп Джон Харра. Именно ему фанаты бездорожья обязаны созданием реечного домкрата, известного под названиями Hi-Jack или Hi-Lift. Увлечение изобретательством у Харры проявилось еще в молодости, когда он работал школьным учителем в Индиане. В то время, когда массовая автомобилизация только начинала развиваться, он уже запатентовал свой революционный инструмент под названием Automatic Combination Tool, который позже стал известен как Hi-Lift.

Изначально домкраты создавались вообще не для автомобилистов. Они были призваны помочь фермерам в их повседневной работе — выравнивании изгородей, вытаскивании из земли деревянных столбиков, замене колес на телегах. Инструмент быстро завоевал популярность среди автомобилистов. Ведь с его помощью стало легче справляться с тяжелыми задачами, такими как поднятие и вытаскивание застрявших машин. Уникальный механизм позволял проводить операции без нужды в электроэнергии или сжатом воздухе, полагаясь только на механическую силу.

Усовершенствуя домкрат, Харра последовательно дорабатывал свою конструкцию, в том числе заменив зубчатую рейку на рейку с отверстиями, что улучшило функциональность инструмента. Несмотря на изменяющиеся материалы и детали, принципы работы и универсальность Hi-Lift’а остались неизменными. Итог - навряд ли сегодня этот инструмент продолжает использоваться фермерами. Зато для любителей офф-роуда он олицетворяет собой надёжность и практичность, внедрённые в его изначальную концепцию.

Винтовой домкрат. Династия Фрэнков

-6

Способный поднимать тысячи килограмм, винтовой домкрат оказал огромное влияние на мир. Его изобретателем принято считать американца Фрэнка Гормли.

Гормли работал в компании BUDA, расположенной недалеко от Чикаго, в Харви, штат Иллинойс. Литейная и машиностроительная компания BUDA снабжала железные дороги США специальными рельсовыми конструкциями, домкратами, дрелями, весами, уровнями и сигналами, необходимыми для поддержания путей в надлежащем состоянии. Задачей Фрэнка было найти или изобрести способы, с помощью которых эти материалы могли бы перемещаться, подниматься и транспортироваться с максимальной эффективностью.

Подъёмный домкрат

-7

В 1905 году, в возрасте 24 лет, Гормли изобрёл “подъёмный” домкрат. Пользуясь современной терминологией, его можно было бы назвать “реечно-бутылочным”. По форме он напоминал бутылочный, но внутри была всё та же зубчатая рейка. Это было невероятное изобретение, так как оно могло поднимать тысячи килограмм, что, при его габаритах, казалось невозможным. Гормли представил прототип, чтобы продемонстрировать возможности своего изобретения. Тот был всего 11 сантиметров в высоту, но мог поднять 450 килограммов!

Винтовой домкрат

-8

В 1908 году Фрэнк-старший изобрёл и запатентовал винтовой домкрат. а его первый патент на подъёмный домкрат стал основой для сотен вариантов и дополнительных патентов. В течение первых пяти лет ему выплачивались роялти, затем права на патенты перешли к компании BUDA.

В 1911 году было запатентовано храповое устройство для подъёмного домкрата. С 1911 по 1918 годы от Фрэнка-старшего не было никаких новых изобретений, но он продолжал внимательно следить за своими конкурентами

В 1918 году было запатентовано ещё одно дополнение к подъёмному домкрату. Затем он запатентовал еще пять отдельных новых устройств. Впоследствии был изобретён и запатентован регулятор для всех домкратов его конструкции. Он также разработал предохранительное устройство для подъёмных домкратов и новый высокоскоростной домкрат!

В 1926 году Фрэнк запатентовал множество новых изобретений или дополнений и усовершенствований на свои прошлые патенты. Он продолжал изобретать до 1938 года, пока не ушёл на пенсию.

За 28 лет до этого, в 1898 году у Гормли родился сын, которого, не мудрствуя, тоже назвали Фрэнком. В 1918 он добровольцем ушёл на фронт. Когда Первая мировая закончилась, Фрэнк-младший вернулся домой, продолжил дело отца и ещё много лет вносил свой вклад в индустрию домкратов. Работал он вплоть до своей смерти в 1967 году.

В конце статьи мы добавим еще фотографий из патентного архива для изучения, если вам интересно.

Гидравлический домкрат. Из парикмахерской - в автосервис!

-9

Изобретателем гидравлического домкрата, который внёс громадный вклад в развитие автомобильной промышленности в 20-х годах XX века, принято считать Питера Лунати. Его идея возникла в результате наблюдения: находясь в парикмахерской, он увидел, как парикмахер использует гидравлическое устройство для подъема кресла, в котором сидел его маленький сынишка. Это наблюдение и стало толчком для создания первого автомобильного гидравлического подъёмника.

В 1925 году Лунати разработал свою модель подъемника, основанную на принципе центральной гидравлической стойки, которая сначала работала от ручного насоса. Хотя его первый прототип был далеким от идеала и предназначался преимущественно для ремонтных мастерских, он продемонстрировал удивительную функциональность и удобство в использовании. Поворотный механизм позволял автомобилям заезжать на подъёмник, облегчая техническое обслуживание и ремонт.

Успех идеи Лунати не остался незамеченным: его конструкция легла в основу современных гидравлических домкратов и подъемных механизмов, которые сегодня используются в автомобильной и других отраслях. Благодаря ему принцип гидравлического подъёма стал стандартом в автомобильной (и не только) индустрии, доказав свою надежность и эффективность.

Кстати!

-10

Возможности гидравлических механизмов иногда и вправду заставляют задаваться вопросом “А это вообще реально?”. Например, самым удивительным гидравлическим инструментом в ассортименте ГАРВИН является гидроцилиндр (это тот же гидравлический домкрат, только питаемый от внешнего насоса) от бренда ТЕХРИМ. Он может подхватить груз в 200 тонн с высоты всего один сантиметр, при этом давление внутри инструмента составляет 1,5 тысячи атмосфер! Причём, при высоте в 10 мм, груз он поднимает на высоту 40 мм за счёт телескопического механизма.

Понравилась статья? Не пожалейте лайка и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые. Они выходят КАЖДУЮ неделю!

Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160