Помните поговорку: «В приличном обществе не говорят о религии, политике, деньгах»?
В наше время к списку запретных добавилась тема СССР. Причем спорят здесь куда более ожесточенно! И никакие аргументы не работают! Мне даже кажется, что затихнут баталии только тогда, когда окончательно вымрет поколение реальных свидетелей. А победит, судя по всему, концепция, что в СССР была не жизнь, а сплошной кошмар: ни продуктов, ни свободы, ни права строить свою жизнь не по вектору партии, а по своему собственному.
И, что интересно, про колбасу в СССР спорят гораздо яростнее, чем про свободу. И даже так называемые… адепты совка (противники называют их менее дипломатично – «совкод***ры») либо стараются обойти этот пункт, либо соглашаются, но объясняют политической необходимостью. Дескать, жили в окружении мирового зла…
Что до меня, то как раз вопрос свободы кажется мне более спорным. А продукты, я абсолютно убеждена, в СССР были гораздо качественнее, чем сейчас. Впрочем, как и во всем мире. Потому как наука, туды её в качель (простите, это из Ильфа и Петрова), стремительно развивается не только в смысле физики и космоса, но и в направлении удешевления производства и создания продуктов, идентичных натуральным.
Я это к тому, что до середины прошлого века (плюс-минус) и у них, и у нас кормить… будущее мясо не пойми чем и заменять природные ингредиенты не пойми на что еще не научились. И пресловутое пальмовое масло в том страшном виде, о котором знаем мы сейчас, еще не... «смодифицировали». А это значит, что нарушение ГОСТов и привычных рецептов было не таким... катастрофическим.
Плюс советская «несвобода предпринимательства» позволяла на государственном уровне контролировать производство. А это само по себе гарантирует более высокое качество. Потому что, как известно, у семи нянек дитя без глазу…
А вот в том, что касается свободы, ни за что не соглашусь с… «совкохулителями»! Её таки было больше!!!
Это сладкое слово – свобода!
Определимся в дефинициях!
Для меня свобода – это не возможность публично ругать власть и говорить, что вздумается.
- Во-первых, критика и в кухне, и на площади, имеет одинаковый результат. От нее и у них, и у нас богатые богатеют – бедные беднеют, власть изворачивается – народ… как-то выкручивается… И никакого «либерте, эгалите, фратерните», кроме тех, что дозволены и пропиарены сильными мира сего! Так какая разница, где возмущаться: дома в позе диссидента или в телике с видом знатока?!
- А во-вторых, не все мысли простых смертных достойны быть озвученными на публику. То, что иные блогеры говорят сейчас публично, лучше бы вообще никогда не слышать!
Для меня свобода – это, прежде всего, право беспрепятственно... двигаться: территориально и по жизни.
- Свобода – это когда заборов и кодовых замков поменьше, а доступной медицины, образования и «права на отдых» побольше.
- Свобода – это когда ребенок может поступить в качественный вуз, даже если у его родителей нет миллионов!
- Свобода – это когда общественная смотровая площадка остается открытой, а жильцы соседнего вип-дома не имеют права оттяпать её у города, поставить забор и повесить замок! (Читайте по ссылке внизу.)
Уж слишком много закрытых мест у нас сейчас! Всякие вип-зоны, территории элитного жилья внутри города, парки, в которых погулять можно только до десяти вечера, и берега рек, к которым не пробиться, потому что их превратили в платные пляжи и закрытые элитные турбазы.
Когда заборы убивают.
Случай из жизни.
Моя бывшая ученица живет в небольшом домике в так называемом «тихом центре». Раньше там был сплошной частный сектор с дореволюционными и советскими постройками. Теперь всё сносят и возводят элитное жилье. И, само собой, с заборами и запорами.
Офис, в котором трудится бывшая ученица, находится практически рядом с домом. Но раньше путь занимал от силы минуты три, а теперь раза в 5 больше. Потому что между её домом и офисом втиснули элитный дом с забором, который можно обойти только с одной стороны (с другой – обрыв и река) . Причем пройти нужно практически по всему периметру.
Как-то летом ученице позвонила мама. Объяснить ничего не смогла, сказала, что плохо, и попросила прибежать. Та выскочила с работы, увидела у ворот вип-территории какого-то стража, попросила пропустить (двор сквозной) и, естественно, получила отказ. Побежала вокруг. И… не успела… Врач сказал: «Немного бы пораньше…».
Теперь ученица, видя заборы, впадает в ярость…
Такая вот… урезанная и огороженная свобода…
Главный миф про СССР, который… сильно раздут свободой слова.
Что касается колбасы, то и тут больше работает современная свобода говорить, что в голову взбредет. Хулители «совка» слишком часто ссылаются на мифы и догадки, а не на факты. Например, растиражированные слухи про туалетную бумагу в колбасе тоже всего лишь слухи…
Свидетельство очевидца. (Случай из жизни)
Есть у меня друг-дачник! Минувшим летом он пригласил меня в гости, заявив, что я уже «посинела» без свежего воздуха. (Свою дачу я продала.)
Днем мы поработали, а вечером устроили посиделки. Друг пригласил соседа с супругой. И, нарезая сыр и овощи, велел мне достать из холодильника колбасу, «которая в бумаге» (местный фермер продает колбасу не в пакете, а как в СССР, в бумаге).
Я решила пошутить: «Колбасу в бумаге или бумагу в колбасе?»
И тут интеллигентный с виду сосед взорвался…
Оказывается, в начале восьмидесятых он только-только окончил, что полагается, и пришел в ОБХСС. Его начальника тоже только-только назначили и он очень хотел выслужиться – мечтал о громком деле. А поскольку именно тогда пошли разговоры про бумагу в колбасе, новый шеф надумал изобличить местный мясокомбинат. А подчиненным, т.е. соседу и его коллегам, велел расшибить нос в лепешку, но доказательства добыть!
Подчиненные старались. Подошли со смекалкой. Не только официальные проверки устраивали, но могли и без предупреждений нагрянуть. И простых сотрудников вербовали. По довольно сложной схеме, между прочим…
Сосед рассказал, что им пришлось договариваться с сотрудниками центра трудоустройства и дежурить у дверей, чтобы завербовать кого-то из новичков (вербовка старых могла дать огласку).
Сотрудник центра оповещал, кого направил на мясокомбинат, а они перехватывали будущего работника на выходе и предлагали «двойную зарплату»: одну от работодателя, а вторую от них. И поясняли, что надо будет внимательно смотреть и писать отчеты…
Словом, ребята честно старались… Но так ничего и не нашли. Вернее, нашли, но не то. Всякие мелочи, которые на громкое дело не тянут (не вымытый после первой смены чан или мясо не того сорта).
Начальник бушевал и продолжал всех дергать. Сотрудники ругали его последней матушкой и грозились уйти. А сосед исполнил угрозу – ушел. И теперь про бумагу в колбасе слышать не может. И каждый раз «набил бы морду» говорящему, если бы мог…
И, по словам этого самого соседа (очевидца, между прочим!), в СССР не было зафиксировано реальных случаев с туалетной бумагой в колбасе. Ни одного! Были с остатками от картонной коробки, в которой хранилось мясо. А так, чтобы целенаправленно – нет!
Вот я и говорю: свобода – штука тонкая. Не всем она по плечу… Не все ее правильно интерпретируют… Как сказал еще один мой друг, поэт и философ Николай Пожидаев (страна должна знать своих героев!): «От ложно понятой свободы рождаются моральные уроды»….
С уважением, Аннет 007… не апологет СССР, но сторонник советской версии свободы!