«Сие селение Березовское заселилось с 1804 году по указу Томской казенной Палаты и названо по речке Березовке, впадающей с правой стороны в реку Катунь, расположилось на плосколежащей равнине, окруженной с правой стороны горами, а с левой - рекой Катунью», - следует из экспликации к карте 1832 года данного населенного пункта Смоленской волости Бийского округа.
Этнограф Сергей Порфирьевич Швецов в статистическом исследовании «Горный Алтай и его население», опубликованном в 1902 году, писал: «Они [березовцы] не сохранили воспоминаний о времени образования Березовки и могут в этом отношении сказать только то, что деревня эта принадлежит к наиболее древним из инородческих селений той местности. Некогда местность, где расположена Березовка, была пограничной между русскими и китайскими владениями, и кочевавшие здесь кумандинцы платили двойную дань, - как Русскому правительству, так и китайскому. Поселились они в данном пункте, вблизи казачьего пикета Сростинского, охранявшего границу, с разрешения русских и перебрались сюда из-под черни при зайсане Тетеше, причем им были выделены документы на принятие их в русское подданство. Впоследствии инородцы крестились и к ним начали приселяться оседлые инородцы из разных пунктов, сливаясь с поселившимися ранее».
Не помнят жители Березовки и о том, откуда село получило такое название. Старожилы утверждают, что «село очень старое, его всегда так звали». Среди них нашлись те, кто связал название населенного пункта с гидронимом: «Река тут Березовка – исток из Верх-Талицы, там в логах росли березы».
Первопоселенцами Березовки можно назвать семьи, перечисленные в «Окладном списке оседлых инородцев Смоленской волости за 1830 год», - это Зяблицкие, Карповы, Тузиковы и Кузовниковы.
К началу XIX века многочисленные аборигены, сосредоточенные в нижнем течении Катуни на правом ее берегу, уже достаточно обрусели: занимались земледелием, держали скот (в 1932 году в Березовке - 120 коров, 80 лошадей, 50 овец), исповедовали православие, а вот своих органов управления не имели.
Ситуация изменилась к 1834 году: селения Смоленской волости, где проживали оседлые инородцы, Ясачной комиссией были выделены в самостоятельное административное образование – Кокшинскую инородную управу. (К концу XIX века ее центром станет Березовка).
В 1835 году произошло выделение еще одной управы оседлых инородцев – Быстрянской.
Нередко между «столицами» новых административных единиц стали возникать разногласия в земельных вопросах. «Березовцы считают границей, разделяющей их землепользование с быстрянцами, речку Березовку, тогда как последние указывают ее за этой рекой. В настоящее время этот спор носит более принципиальный характер, так как быстрянцы фактически не переходят речку Березовку, - описывал ситуацию С. П. Швецов в вышеуказанной научной работе. – Другой спор возник после того, как производилось межевщиком Шумиловым указание границ землепользования между деревнями Березовкой, Бардинской и Быстрянской из-за пасеки крестьянина с. Быстрянского А. Козлова».
Да и сама Березовка, где наряду с кокшинскими инородцами проживали быстрянские, делилась на два обособленных в административном и земельном отношениях сельских общества.
При проведении столыпинских реформ междуречье Бии и Катуни постепенно стало пополняться новыми переселенцами. Инородные управы, утратив свои функции, переименовывались в волости, а Кокшинская и вовсе была упразднена. Ее население распределили между новообразованной Улалинской и Быстрянской волостями. К последней отошла Березовка.
Еще до принятия декрета «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в 1917 году подавляющее большинство инородцев, проживавших в Березовке, отождествляло себя с русскими крестьянами. А современные березовцы, наверное, уже и не вспомнят, что являются потомками ясачных людей…