Пролог
Молодая женщина остановилась, чтобы отдышаться. Ребёнок, которого она крепко прижимала к себе, спал. Это хорошо.
-Спи, маленькая, спи - шептала женщина, вдыхая родной детский запах - я тебе жизнь спасла.
Она подняла глаза на тёмное ночное небо с россыпью ярких мерцающих звёзд. Вокруг раскинулось бескрайнее пшеничное поле, где-то вдали в ближайшей деревне подвывали собаки.
Ночь была безлунной, а идти предстояло через лес. Так надёжнее и быстрее. Деревня совсем близко уже. Только сил совсем не осталось, и жуткий страх сковывал всё тело измученной женщины.
Конец июня выдался холодным, и тоненькая курточка от холода не спасала. Женщину трясло мелкой дрожью, пока она пробиралась через лес. Только бы успеть. В этих краях её никто уже не достанет и не найдёт.
Вдруг тонкий слух уловил еле слышный звук мотора. Свет фар вдали на просёлочной дороге, проходящей через поле, заставил сердце испуганной женщины забиться сильнее. Нет, нет ... Её не могли так быстро разыскать!
Всматриваясь в лицо малышки на её руках, женщина нервно кусала губы. Девочка спит крепко, пришлось прибегнуть к одной хитрости. Вреда младенцу не будет, имея медицинское образование, женщина об этом знала точно.
Сняв с себя куртку и соорудив из неё подобие кокона, женщина осторожно положила в него свёрток с ребёнком. Густые заросли папоротника закрыли собой маленькое беззащитное существо.
-Это тебе. Медальон с Богородицей убережёт тебя, если я ... Если меня ... - шептала женщина. Голос её сорвался, и, резко поднявшись с земли, она побежала в другую сторону. Пусть другие люди найдут малышку и воспитают, а этим извергам она не достанется никогда!
***
Август, середина девяностых
Динка прыгала на картонной подстилке, пытаясь влезть в понравившиеся джинсы. Ей сегодня исполнилось пятнадцать, и мама наконец-то смилостивилась над ней и повезла её на рынок, в райцентр.
-Ну ты видишь, не твой размер? Малы они тебе. Давай побольше спрошу?
Лариса недовольно смотрела на дочь, сдвинув брови. Динка уже не та худенькая тростиночка, какой была ещё год назад. Вытянулась, округлилась. Подросла девчонка-то. Парни деревенские уже шеи сворачивают, когда Динка, весело размахивая клетчатой бабушкиной сумкой, из магазина бежит с молоком.
-Нет, мой - упрямилась девушка, придирчиво рассматривая себя в зеркало. Бойкая продавщица пока была другой покупательницей занята. Динке именно эти джинсы понравились, и плевать, что еле натянула. Похудеет. Школа начнётся, и похудеет. Динка после девятого решила не уходить. Рискнула в десятый пойти. Осталась из-за Лёшки Потехина. Нравится он ей. И поступать потом после школы будет туда же, куда и он.
Правда, Лёшка о её планах совсем не в курсе и уже целый год встречается с Маринкой Круглыхиной из параллельного класса. Да и наплевать. Маринка после девятого уходит. В городе учиться будет, на товароведа поступила. Родители-то зажиточные у неё, всю жизнь торгашами живут. В Берёзовке и магазин у них имеется свой, на рынке несколько точек. Чем только не торгуют.
Шмотками, мясом. Тряпки из Турции везут, мясо своё держат. Огромный двор с домашней скотиной. Денежки у них водятся немалые. Вот Лёшка и запал на Маринку. Конечно, она одевается модно и выглядит всегда классно.
Не то что неуклюжая Динка, которую мать воспитывает, да бабушка. Отец три года назад на "Камазе" в аварию попал. Погиб сразу. С тех пор и стали они каждую копейку считать. Замуж мамка больше так и не вышла и даже слушать ничего о других мужиках не хочет. А Динка и рада. Ну куда мамке замуж? Уж немолодая.
Не представляла Динка себе чужого мужика в их доме, где папка своими руками всё делал, строил. Даже вещи его все спустя три года так и лежат на своих местах. Мамка иногда по ночам в подушку ревёт, думая, что Динка её не слышит.
Бабушка, Анна Степановна, строгая женщина, вспыльчивая. В доме только она хозяйка, а мамка даже и слова не смеет свекрови возразить. Может, из-за Анны Степановны и не вышла она замуж, и даже не помышляет? Поди разбери, что там у этих взрослых.
Динка голову себе не забивала. Росла, училась. Не на пятёрки, правда. На четвёрочку с большой натяжкой. Но и на двойки никогда не скатывалась. Старалась. Ну разве виновата она, что математика, будь она неладна, никак не поддаётся ей?
Динка всё книжки читать любила, да стихи сочинять. Пела иногда, когда не слышит никто. Голос хороший у неё был. Низкий, мелодичный.
-Ну что? Берёте? - продавщица деловито подскочила к Ларисе и Динке. Осмотрела девушку, усмехнулась и давай нахваливать - ну прям как на тебя сшито! Бери-бери, не прогадаешь. ФирмА. "Мальвины" в народе их называют. Качество отпад. Из Турции везла. Я эти джинсы штук десять закупила, все разошлись. Вот этот размерчик самый маленький единственный остался, других больше нет. Ещё и маечку могу классную предложить. Хочешь?
Динка зачарованно смотрела по сторонам, умоляюще сложив ладошки.
-Мам, ну возьми! Я в них в школу ходить буду! Ну пожалуйста! У Круглыхиной давно такие есть!
Лариса мысленно пересчитала, сколько у неё денег в кошельке. Свекровь ещё заказала кое-что, своих денег не дала. Она вообще ни на что своих денег не давала. Жили на зарплату Ларисы. А много ли работница почты получает? И то порой задержки с зарплатой были.
-Если в школу, то ещё блузочку вот такую предложить могу. А пиджачок не нужен?
-Нет-нет - Лариса быстро сунула деньги в руки назойливой продавщицы - в другой раз как-нибудь.
Динка всю дорогу до вокзала прыгала от радости, прижимая заветный свёрток с джинсами к себе. Теперь и она модной ходить будет. Круглыхина уедет в город учиться, и Лёшка обязательно на неё, Динку, внимание обратит!
-Бабушке сама будешь объяснять, почему мы не купили то, что она приказывала - выговаривала дочери Лариса. Не любила она в райцентр мотаться. В автобусе укачивало, да и денег вечно впритык. Устала она эту лямку тянуть уже. Свекровь её пилит и пилит исподтишка уже три года, как Юры не стало.
Любила его Лариса. Пусть по-своему, но любила. А сейчас будто дыра внутри, и ничем её уже не заполнить. Показав билеты и усевшись возле окошка, Лариса уставилась в окно. Духота сегодня стоит, как перед дождём. Сейчас приедут они с Динкой, и, не отдохнув с дороги, в огород она пойдёт. Анна Степановна снохе поблажек не давала. Будто мстила за что. Уйти от неё, забрав Динку? Как-то даже и не помышляла об этом никогда Лариса. Некуда ей уходить было, некуда.
Может, когда Динка школу окончит, вот тогда ...
-Лариса? Ты? - раздался над ухом женщины незнакомый мужской голос. Она подняла голову и встретилась взглядом с Игорем Расторгуевым. Они же вместе в детском доме воспитывались! Неужто это он???
Динка наушники надела и плеер включила, жуя жвачку. На мать она уже внимания не обращала, представляя себя в новых джинсах.
-Игорь? - Лариса нервно сжала ремешок сумки - откуда ты в наших краях? Ты в Берёзовку?
-Я это. Узнала меня всё-таки? В Берёзовку, да. Учителем истории буду в школе вашей работать - Игорь довольно похлопал ладонью по своему кожаному портфелю - ты же помнишь я тогда в педагогический поступил.
-Помню - Лариса опустила голову. Она помнила. Всё помнила и только благодаря Юре смогла не думать о своём первом неудачном любовном опыте. Дрожащей от предательства и боли девчонкой он подобрал её тогда на дороге. К себе привёз, мать перед фактом поставил, и на следующий день в сельсовете расписались они, потому что беременной была Лариса.
Игорь перевёл свой пронзительный взгляд на девочку. Смотрел на неё, смотрел. Будто искал что-то знакомое в её лице.
"Ищи, ищи. Не найдёшь" - как-то мстительно даже подумала Лариса. А сердечко-то вдруг заныло. Как был Игорь красавцем, так и остался. Не смотрела она больше на него и повода для продолжения разговора не дала. Тяжело, правда, будет ужиться им в одной деревне. Но можно ведь другими тропами ходить. Только муж навсегда в её сердце. Его любит и помнит.