Начну не с Шамана, а с Маяковского, потому что он в 1926 году сочинил вещь «Как делать стихи?».
Знаете, почему Маяковский застрелился? – Он один, творец прикладного искусства (призванного усиливать знаемые эмоции, например, ненависть к НЭПу) предал другого – поэта в себе, творца неприкладного искусства (движимого подсознательным идеалом настоящего социализма) и другой покарал первого.
Этот другой в подсознательном своём идеале был вечно недоволен слева: сперва – революцией, что она после 1905 года всё никак не возобновляется, потом – что она отказывается от анархии (ведь при коммунизме государства не будет, как же можно перебарщивать с централизмом?!). В НЭП он к революции имел претензию, что она отступила. В половом вопросе – что она традиционна, а это снижение энергии любви. Пребывать в обычном браке – это энергию любви снижать, как революцию предавать. Иное дело ежедневно завоёвывать любовь, скажем, Лили Брик (как та признавалась), когда она с любимым мужем Осей запиралась от него в кухне и там с мужем занималась любовью. И т.д. и т.п. Лефовцем его в правительстве не устраивал экономический уклон – новых людей надо воспитывать, а не хлопотать преимущественно о материальном благосостоянии. (Тут он оказался пророком. Бедная отсталая страна ни при каком модернизационном рывке не может побороть страны метропольного капитализма в эпоху Потребления, при массовом производстве всего.)
В чём-то духовном должно быть отличие рабочего в СССР от рабочего в капстранах. Иначе – перерождение и реставрация капитализма. Что и произошло.
И в общем правильную мысль Маяковский опошлил:
«Например: социальное задание — дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам. Целевая установка — разбить Юденича. Материал — слова солдатского лексикона. Орудия производства — огрызок карандаша. Прием — рифмованная частушка.
Результат:
Милкой мне в подарок бурка
и носки подарены.
Мчит Юденич с Петербурга,
как наскипидаренный.
Новизна четверостишия, оправдывающая производство этой частушки, — в рифме «носки подарены» и «наскипидаренный»» (https://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm?cmd=p).
Это ж прикладное искусство.
Вообще искусство – если одним словом – это экстраординарность. И нужен особый талант её производить. Нечему тут учить рабочего. Я не говорю о некоторых людях, которые умеют, вот просто умеют говорить в рифму и с ритмом. Я, например, и до таких не дотягиваю: мне нужно неограниченное время, чтоб сочинить не экстраординарное.
Нет, Юденич! В Петроград
Ты не попадёшь,
Потому что ты есть гад,
А солдат – хорош.
Я рисовать умею, а не говорить стихами. Я говорю о людях вот имеющих словесный дар и всё. И я говорю, что это умение есть минимум-миниморум. А должно быть умение самое-самое дорогое погрузить в подсознание, чтоб оно оттуда сквозь цензуру сознания прорывалось странностями (экстраординарностями, но не придуманными сознанием), когда потребует поэта к священной жертве Аполлон.
Самое дорогое у Маяковского была вражда к революции за всякие её отклонения от идеала, который Маяковский себе где-то в глубине души имел. Воспевать революцию при той отклонениях – это мука. И в том – футуризм: петь, закусив губы до боли (что и есть экстраординарности в случае с футуризмом).
Если б его сознанию это было дано, он был бы не поэтом, а политиком, и его б революционеры расстреляли, а не он бы застрелился.
И с любым стилем та же история ненаучаемости и прикладному искусству, и – особенно – неприкладному.
Так Маяковского хоть можно понять, как он лефовцем сковырнулся до учения писать стихи. Это ж 20-е годы. Страстный и массовый порыв в новый мир. Угадывание, что новым должен стать и человек. А в наличии – рабочий. Значит, в рабочем новое должно стать. Возможно, оно чем-то похоже на старое. Старое же – производство, делание из чего-то что-то. ДЕЛАНИЕ. – Пусть работает под частушку собственного сочинения.
Так приблизительно сорвался Маяковский.
Правильней был бы другой ход мыслей. – Новое – это замена работы людей на работу роботов и искусственного интеллекта. Люди живут в искусстве. То есть новое в рабочем есть всё большее по времени занятие им не работой (уменьшение рабочего дня), а искусством. Ну и т.д.
Впрочем, Маяковский велик. Он дал и пример, как напитаться тем нюансом духа времени, который он сочтёт нужным и – по рецепту Пушкина (когда потребует поэта к священной жертве Аполлон) – погрузит находку-идеал в подсознательное качество.
Речь о стихах на самоубийство Есенина.
Тот покончил с собой из-за решительной невозможности приблизить свой идеал Сверхсправедливости к действительности (чтоб и измен между мужчинами и женщинами не было, а не только социальное благополучие было чтоб). – Очень похоже на вечные претензии Маяковского к революции.
Раз так плохо по большому счёту, решил Маяковский, надо броситься в сегодняшнее хорошо по счёту мелкому:
«…возбуждение и бодрость автобусов, авто и трамваев…» (https://feb-web.ru/feb/mayakovsky/texts/ms0/msc/msc-081-.htm?cmd=p).
И, по противоположности: «Вы ушли в мир иной». С вашей точки зрения – лучший, чем здешний. А я, Маяковский, не согласен (по крайней мере, пока сам так не решил). И – «Вы ушли, как говорится, в мир иной».
Речь – о мире ни много ни мало. В годы энергичнейшей суеты насчёт перестройки мира!.. – Попадание в нюанс духа времени. Остаётся только погрузить это в ранг подсознательного идеала о новом мире.
И, надо, наверно, быть гением, чтоб как-то запомнить, как именно мимо сознания выползали странности (например, необычные рифмы типа «калекши – легше»: первое – для бренных человечков, второе – с отрицанием – для гениев, до которых Есенин таки дотянул, но не вполне, раз покончил с собой, а Маяковский-то не покончил, пока).
И уже чуется громоподобный есенинскому:
В этой жизни умирать не ново.
Но и жить, конечно, не новей.
ответ:
Для веселия
планета
наша
мало оборудована.
Надо
вырвать
радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно
трудней.
Аж страшно от общения с гением.
А что Шаман?
В видео https://dzen.ru/video/watch/66ac9a829d0c827ba53cbc72 обучение писать стихи относится к такому, в итоге, куплету:
Мне выпал крестовый валет.
А потом промокла пижама.
И снится мне запах котлет.
Прости ты меня, моя мама.
После сеанса учёбы (половина времени, которого всего 5 минут 13 секунд) идёт хаотически смешанная нарезка концертного быта, концертного исполнения песни «Не покидай меня» и приглашения собравшихся фанатов отметить в соседней забегаловке.
Я честно попытался хладнокровно всё записать в хронологическом порядке. Но не смог. От отвращения.
Предъявляю попытку.
.
На экране Шаман с дредами (образом прозападной вседозволенности) с фломастером в правой руке как с кистью перед как бы холстом, на котором в столбик написано: валет, пижама, котлет, моя мама.
Шаман: Как это можно совместить, расскажите, люди. Это на самом деле валет, пижама, котлет, моя мама. [с сожалением к себе] Господи!..
…чтоб получилось единое четверостишие.
Тихий ужас вообще-то, хоть в «Египетских ночах» Пушкина отдалённо подобное описано: там импровизатору задали тему, и он через несколько секунд выдал стиховой шедевр потрясающей красоты. Но Пушкин воспользовался собственными стихами, ещё не бывшими в печати. А Шаман – буквально… выдаёт кухню!
Ах, да! Ещё потом напеть его.
Зарифмуем.
Делает пассы обеими руками.
Подписка хорошая: крестовый валет. Я его запишу. Оно мне сейчас только что пришло.
Делано смеётся и принимается писать.
Это очень будет смешно, я не знаю…
Ультраделанно, фальцетом смеётся: Ха-хааа.
Я думаю, классно. Это прямо блатняк. Шансон настоящий. Это увлекательно. Я в процессе. Мне выпал крестовый валет.
Пока пишет, суетливо прыгает то вправо, то влево от места, где пишет.
.
Больше я не выдержал. Хоть это всё в стиле контркультуры: всё, что может быть плохого, привлечено в данное видео.
Подойду до крайности серьёзно. – Предположим, Шамана не устраивает сложившееся положение, что есть Россия-воюющая и есть Россия-танцущая, и он хочет, чтоб она стала монолитной – воюющей. И вот он изгаляется над своей несбыточной мечтой.
Так что: гениально изгаляется?
Это похоже на дадаиста Швиттерса.
«В 30-е гг. Гитлер пригласил в Берлин на какую-то важную государственную выставку Муссолини и его министра культуры. А министром был Маринетти. И он настоял, чтобы на открытии был Швиттерс – для него-то он был своим, авангардистом-революционером. И вот, на помпезном открытии, после обычной официозной шняги слово, по просьбе Маринетти, предоставили Швиттерсу. И он железным голосом прочел свою «Анну Блюме», что, конечно, с учетом стоящих рядом Гитлера и его ребят, нужно рассматривать как политическую акцию» (https://adindex.ru/publication/gallery/2013/04/29/98705.phtml).
Что за штука «Анна Блюме», см. тут.
Моё отвращение к этому видео Шамана, похоже, наверно, на отвращение Гитлера.
17 октября 2024 г.