Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Поговорим о любви

«Один из них, подобие получеловека, дикий,

покорный лишь инстинкту, любил собор за красоту,

за стройность, за ту гармонию, которую источало это

великолепное целое. Другой же, одарённый пылким,

обогащённым знаниями, воображением, любил в

нём внутреннее значение, скрытый в нём смысл,

любил связанную с ним легенду, его символику…»

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». [1]

Часть 1.

Любовь, самое загадочное, неповторимое и такое разноликое чувство. Мы любим папу и маму, любимую и любимого, свою кошку и свою машину, горы и море, шашлык и салат. Любим пылко как юноша и сдержанно, как закалённый консерватор, безнадёжно и взаимно. И ещё много, много как. Всё это настолько разнолико и в тоже время связано какой то «волшебной и невидимой нитью», как пел В.С. Высоцкий, которую мы вроде бы чувствуем всеми фибрами нашей души и одновременно сомневаемся – «а толи — это чувство, то ли это состояние». Загадочнейшее из чувств…И нам непременно нужно найти какой то ответ на вопрос о нём.

В психоаналитической работе мы не редко задаёмся вопросом о любви: любили ли нас родители; любили ли мы их; любят ли нас или используют; любим ли мы или это привычка. Вероятно, для нас очень важен ответ на эти простые и одновременно невероятно сложные вопросы. И мы ищем ответ на них.

Ищем не для того, чтобы найти некий универсум вся и для всех объясняющий. На мой взгляд это слишком утопическая идея, потому как очень часто устраивающее всех - никому, конкретному, не подходит. Ищем для того, чтобы понять, принять, уверовать и нести это чувство дальше где-то в глубинах своей души или психики. Предлагаю и тебе, уважаемый читатель, присоединиться к этому увлекательному поиску. Возможно, он поможет найти и понять что-то очень невероятно нужное и сокровенное. Понять то, что очень важно и, найдя которое говорить о нём больше нет никакой необходимости.

В начале нашего поиска нам очень помогают древние греки. Вероятно, их так же, как и нас волновал этот вопрос и они, поработав над темой, предложили миру несколько вариантов любви. Хотя такая трактовка будет слишком математически – сухой. Вернее будет сказать – греческая философская мысль определила несколько состояний человеческих отношений и отношений человека, под которыми в нашем языковом поле подразумевается любовь. К примеру. Любовь «эрос». «Эрос — это восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, бурная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, чем для другого, в ней много я-центризма.» [2] Если внимательно присмотреться в этом «виде» любви мы увидим чувство сексуального желания и страсти, то есть эрос можно сопоставить с теми чувствами, которые мы порой означаем как «романтическую любовь». И как ни крути оно нуждается в некоторой идеализации партнёра или объекта этого чувства. Она порождает желание быть постоянно рядом. В ней возникает страсть, страсть даже большая нежели сексуальное желание. К эросу относятся по-разному, но как говорится – ему от этого не холодно, не жарко. Это проявление чувств. То проявление, которое может стать началом большой, глубокой и взаимной любви.

-2

Или «любовь – агапэ» — альтруистическая, духовная любовь. Она полна жертвенности и самоотречения, построена на снисхождении и прощении. Это любовь не ради себя, как эрос, а ради другого. По своему облику она похожа на материнскую любовь, полную великодушия и самоотверженности».[2] В этой любви ощущается некоторое беспокойство о счастье и благополучии другого человека, или других людей. Она как бы противопоставляется эросу, как эгоцентризм противопоставлен сопереживанию или эмпатии. А возможно она, на ином уровне, является одним из проявлений чувства человека. Я более склонен представлять ситуацию в виде некого калейдоскопического рисунка или пазла с общим названием «любовь», где каждому, означенному греками чувству есть своё место и в совокупности они создают полноту картины.

Мы не станем всматриваться в манию, сторге, людус и прагму. Пытливый читатель сможет прочесть о них в различных источниках, дополняя своё представление о великом и вечном чувстве любви. Задача нашей статьи увидеть и осмыслить предмет исследования с различных сторон. И поэтому мы продолжим наш путь в поисках ответа.

И следующим объектом нашего исследования, если можно так выразится, становиться христианское понимание любви. Почему? Наверное потому, что мы живём в поле христианской цивилизации уже более двух тысячелетий. И это не могло не отразиться на нашем понимании сущности вещей. Есть ещё одна причина – некое сравнение пониманий феномена с различных точек зрения: с точки зрения тела, более свойственное греческой цивилизации, и духа – куда более ориентированно христианство. Есть и третья причина. Как это не парадоксально, хотя почему парадоксально, мне очень часто в своей работе приходится сталкиваться с очень интересным конфликтом, пульсирующим в человеческих душах: с одной стороны человек, ожидает от отношений с другим человеком захватывающий, поглощающей, феерической любви. С другой – некоего, как мне кажется слегка идеализированного, высокодуховного чувства, понимания, преданности, ценности. Возможно это так или иначе связано с попыткой ответить на непростой вопрос – к чему мы ближе к духовному или телесному. А может быть мы и сами являет ответ на этот вопрос своей человечностью, в которой и дух и тело гармонично, но порой весьма своеобразно соединены….

Продолжение в части второй.

Использованная литература:

  1. Гюго Виктор, «Собор Парижской Богоматери»: роман; [Перевод с французского Н. Коган]. – Москва: Эксмо, 2024 – стр. 177 – 178;
  2. «У нас одно слово «любовь». А у древних греков было 8видов любви. Какие же они?» https://dzen.ru/a/XkblRkrmY1rCc_Io «Популярная наука»;

Автор: Александр Викторович Блынский
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru