Судить о работе конкретного бензинового и дизельного двигателя крайне сложно. Даже обобщенная статистика дает лишь условное представление о том, чего можно ждать от той или иной конструкции. Для человека, далекого от техники, гораздо проще познакомится с культурой производства и проектирования конкретной компании, чтобы по крайней мере не попасть на такой двигатель.
Британия
Список ненадежных производителей возглавляют два бренда Land Rover и спортивные Jaguar. Судьба Land Rover –это история выживания в борьбе с немецкими и французскими, позже с американскими и китайскими брендами. Именно вхождение китайцев в управление британской компанией, и как следствие изменение курса, привело к тому, что из вездехода превратился в авто для очень состоятельных людей. То есть контроль качества двигателя остался на том уровне. У многих владельцев машина больше стоит в гараже, чем колесит по дорогам.
Еще в немалой степени сыграл фактор ухода из Великобритании предприятий-смежников, работавших с Ровером. Многие закрылись или были выкуплены китайскими производителями. Так что сегодня двигатели Ровера, это сложный и не всегда надежный агрегат.
Примерно такая же картина складывается со спортивными Ягуарами. Обычные Jaguar XE мало чем отличаются от Пассата, примерно те же проблемы с двигателем, но помноженные на издержки классического машиностроительного производства. Обычно такие Ягуары имеют трансмиссию и двигатель оригинальной брендовой разработки. Ремонтировать или обслуживать такой агрегат очень сложно. Приходится искать оригинальные запчасти, потому что китайские аналоги почему-то подходят плохо, и мотор работает гораздо хуже, чем на деталях британского производства.
У спортивных и люксовых Jaguar XJS моторы собираются и настраиваются практически вручную. Мало того, что запчасти к V12 стоят больших денег, так и технология настройки мотора известна лишь производителю. Часто такие машины приходится отправлять на ближайшее предприятие целиком.
Немецкие бренды
Чемпионами мира по производству сложных и ненадежных моторов остаются две лучшие компании Германии, это BMW и Mercedes-Benz.
До недавна баварские моторы были одними из лучших в мире, если конечно не принимать во внимание невероятно трудоемкое и дорогостоящее обслуживание. Еще десяток лет назад серия М, двигатели с чугунными блоками массово использовались с целью тюнинга для дрэг-рейсинга. Это было лучшей похвалой моторостроителям. Сейчас пришло время экономить на конструкции мотора. Блоки стали алюминиевыми, обросли датчиками. По две турбины на один мотор, взять хотя бы тот же BMW N63B44. Теперь запас прочности делается минимальным, есть риск гидроудара, неправильное расположение наддува, так что любой перегрев может иметь последствия.
Что касается Mercedes-Benz, то у них обратная ситуация. В свое время атмосферные моторы Мерсов назвали милионниками. Но затем моторостроители поддались общей тенденции делать двигатели с минимально возможным рабочим объемом, а такие мощность и крутящий момент «вытягивать» за счет прямого впрыска, установки турбонаддува и массы других технических новинок, которые сделали нормальные агрегаты сложными в настройке. Даже при использовании специальных диагностических центров отрегулировать двигатель очень сложно, а после ремонта в дилерском сервисе, так и подавно.
Поэтому неудивительно, что на рынке немало восстановленных Мерседесов со старыми двигателями, прошедших гильзование и полный капитальный ремонт. Конечно, прежней мощности и ресурса мотор уже не выдаст, но по крайней мере не будет проблем с многочисленными препятствиями от системы нейтрализации выхлопных газов.
Японские бренды
В целом моторы из Японии всегда были очень простыми и технологичными, и все благодаря высокой культуре производства. Потом, после 2005 г, пошли процессы переноса производства в Китай, Южную Корею и ряд других стран. Неожиданно обнаружилось, что понятие культура производства - это не красивые слова, а вполне реальные проблемы. Ряд компаний, в том числе Ниссан, Митсубиши, Мазда, Тойота, продолжили собирать двигатели в Японии и частично на дочерних предприятиях. Тогда же появились первые проблемы с качеством сборки и надежностью у Тойота и Митсубиши. Например, с тойотовским мотором 1,8 1ZZ-FE, который потреблял много масло и хронически перегревался. И таких примеров было масса, и не только с Тойота. Так что ситуация двойственная. Моторы из Японии, как правило, еще держат марку.
Особо выделилась Субару, оппозитные двигатели этой корпорации всегда были очень сложными, но спасал высокотехнологичный процесс контроля качества сборки. Потом вместо старых моделей появились двигатели Subaru FB20.