Найти в Дзене
Дима Игротехник

Может ли быть миссия у бизнеса?

— Миссия нашей компании…
Да простят меня авторы этих миссий.. Но дальше слова “компании” запомнить не получается. Вроде слова говорят, а слышно только белый шум.
Интернет завален кипами “трактатов” по грамотному “позиционированию”, определению миссии и целей бренда.
И правда, не скажешь ведь потенциальным клиентам:
— Мы этим всем занимаемся, чтобы с вас денег получить. И больше нам это незачем.
Приходиться изголяться. Но ладно-ладно. Знаю я, что весь этот треп предназначен для потребителя. Однако страшно становится, когда сами владельцы и сотрудники начинают верить в этот полет фантазии:
Была (а может и есть) такая компания JUUL – одними из первых до электронных сигарет додумались. В миссии у них значилось: “Мы боремся с крупными табачными компаниями”. Бороться с курением другим видом курения – весело конечно, однако… В итоге JUUL была выкуплена именно табачным гигантом – уж точно “за что боролись, на то и напоролись”. И все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь у д

— Миссия нашей компании…
Да простят меня авторы этих миссий.. Но дальше слова “компании” запомнить не получается. Вроде слова говорят, а слышно только белый шум.

Интернет завален кипами “трактатов” по грамотному “позиционированию”, определению миссии и целей бренда.

И правда, не скажешь ведь потенциальным клиентам:
— Мы этим всем занимаемся, чтобы с вас денег получить. И больше нам это незачем.
Приходиться изголяться.

Но ладно-ладно. Знаю я, что весь этот треп предназначен для потребителя. Однако страшно становится, когда сами владельцы и сотрудники начинают верить в этот полет фантазии:

Была (а может и есть) такая компания JUUL – одними из первых до электронных сигарет додумались. В миссии у них значилось: “Мы боремся с крупными табачными компаниями”. Бороться с курением другим видом курения – весело конечно, однако… В итоге JUUL была выкуплена именно табачным гигантом – уж точно “за что боролись, на то и напоролись”. И все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Ведь у доброй части сотрудников натурально произошел разрыв шаблона. Они то играли на идею – за все хорошее и против всего плохого. А тут то им глазки и приоткрыли.

Или вот еще из более актуального, про Пашу Дурова и его Телеграм.

Что телеграм никогда не был анонимным – неглупые люди и так знают. А на днях в его FAQ-документации пропали последние упоминания о приватности чатов. То есть теперь это даже не декларируется.

Перестанет ли Паша заливать про свободу слова и “свою борьбу”? Конечно нет. Ведь эти сказки исключительно для наивного потребителя. В реальности же ветер просто задул в другую сторону. И ничего страшного – поставили парус по ветру и пошли дальше. Не менять же из-за такой мелочи названия корабля?

Эти два и многие другие примеры нам говорят: никаких громко декларируемых целей и миссий у бизнеса нет. Ведь любой бизнес существует на очень рыхлом и постоянно меняющемся ландшафте. Сегодня нам выгодно идти сюда. Будет ли так же завтра – никому не известно. Через месяц ландшафт меняется. И мы тоже меняем направление на более выгодное.
Потому что единственная экзистенциальная цель бизнеса – зарабатывать деньги.

p.s.
Конечно у собственника, или даже у отдельных менеджеров (история знает и такие примеры), могут быть свои амбиции и цели распространяющиеся на десятелетия вперед. Только зачастую даже думать об этом нужно шепотом, и уж точно не публиковать на главной странице компании.

А то ведь для многих чужое несчастье слаще своего счастья.