Менеджер маркетплейсов — ключевая фигура в электронной коммерции, отвечающая за успешное взаимодействие продавцов и площадки. Выбор подходящего специалиста и грамотное выстраивание сотрудничества помогут вам эффективно управлять продажами, оптимизировать процессы и увеличивать прибыль.
Потребность в менеджере возникает, если вы сталкиваетесь с одной или несколькими из следующих ситуаций:
- у вас более 20 карточек товаров, которые часто меняются, и отслеживать заказы, обратную связь и поддерживать актуальность информации становится сложно;
- вы планируете регулярно продвигать товары, улучшать их визуальное представление и заниматься ценовой политикой;
- работа с финансовой отчетностью занимает слишком много временных и трудозатрат;
- у вас есть основная работа или второй магазин на другой онлайн-платформе, и времени на управление всем самостоятельно не хватает.
Все эти сложности можно решить без расширения штата сотрудников, но об этом — позже.
Менеджеры по работе с маркетплейсами условно делятся на три типа:
- операционист — занимается стандартными задачами, такими как заведение карточек товаров, организация доставки, контроль остатков, ответы на отзывы покупателей, работа с документами и запуск рекламы;
- аналитик — выполняет все задачи операциониста, а также исследует рынок, изучает конкурентов, анализирует продажи, подбирает маркетинговые инструменты и ищет новых поставщиков;
- универсал — совмещает обязанности операциониста и аналитика, а также может разрабатывать стратегию развития бизнеса и принимать участие в более сложных бизнес-процессах.
Обязанности менеджера маркетплейсов
Все задачи менеджера можно условно разделить на несколько блоков:
- ведение контента; оформление и загрузка карточек товара; понимание основ SEO и применений знаний на практике;
- организация цепочек поставок; контроль заказов и доставка товаров на склад маркетплейса или поставщика;
- ценообразование; расчет маржи и скидок;
- продвижение; участие в акциях и контроль их эффективности;
- формирование стратегии; анализ продаж и рекомендации по улучшению бизнеса;
- работать с документами; ведение финансового учета и статистики продаж.
Как найти менеджера маркетплейсов
Интернет переполнен различными курсами по профессии “Менеджер маркетплейсов”, поэтому специалистов и “специалистов” много. На что обратить внимание при найме данного сотрудника?
Анализ опыта и достижений.
При подборе менеджера по работе с маркетплейсами важно не только изучить его опыт, но и понять, какие задачи стояли перед ним и каких результатов он достиг. Рассмотрите несколько кейсов из его опыта, чтобы обсудить их подробнее на собеседовании.
Запрос отзывов.
Если в резюме нет отзывов о работе кандидата, обязательно запросите их. Это можно сделать после собеседования с согласия кандидата.
Тестовое задание.
Подготовьте небольшое тестовое задание, чтобы оценить навыки кандидата. Примеры заданий:
- для операциониста: описание карточки товара на нескольких маркетплейсах для оценки понимания нюансов размещения;
- для аналитика: расчет цены, покрывающей издержки и остающейся привлекательной для покупателей.
Проведение собеседования.
- Общие вопросы: обсудите с кандидатом его опыт работы на разных площадках, достижения, сложности, проекты и ключевые навыки; узнайте, какие проекты он уже ведёт и сколько времени готов уделять новому.
- Вопросы по вашему товару и нише: оцените, насколько хорошо кандидат ориентируется в вашей категории товаров и знает ли конкурентов.
- Оценка гибких навыков: помимо профессиональных умений, обратите внимание на личностные качества кандидата; ищите гибких, самостоятельных, внимательных и усидчивых специалистов.
Примеры вопросов для оценки адаптивности.
- Проективный вопрос: «Почему кто-то быстро подстраивается под изменения, а кому-то изменения даются тяжело?»
- Кейсовый вопрос: «Представьте ситуацию: у вас несколько задач, но вечером руководитель попросил сделать ещё и презентацию. Поменяете ли свои планы и почему?»
Ожидания и условия работы.
Подробно расскажите кандидату о предстоящей работе: что продаете, какие задачи предстоят, с какими сложностями сталкиваетесь, какого специалиста ищете.
Оплата труда.
Размер оплаты зависит от опыта и функционала специалиста. Примерные уровни доходов:
- менеджеры без опыта: 10,000 — 30,000 рублей в месяц;
- специалисты с опытом от полугода и выше: 50,000 — 100,000 рублей в месяц;
- опытные менеджеры, которые могут работать с несколькими поставщиками: от 100,000 рублей и выше.
Определите размер оплаты исходя из своих потребностей и функционала специалиста.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете найти подходящего менеджера по работе с маркетплейсами, который будет соответствовать вашим требованиям и успешно справится с поставленными задачами.
Сервисы аналитики маркетплейсов
Сервисы аналитики маркетплейсов — это специализированные платформы, которые помогают поставщикам анализировать данные о продажах, поведении покупателей и других ключевых аспектах работы. А также предоставляют широкие возможности для мониторинга и оптимизации всех бизнес-процессов. Включая финансовую документацию и расчеты юнит-экономики.
Использование качественного сервиса аналитики маркетплейсов дает все необходимые инструменты для самостоятельного ведения дел без больших временных и трудозатрат и специальных навыков, делая бизнес-процессы легкими и понятными. А качественная аналитика, точные цифры и исключение влияние “человеческого фактора” в разы повышают продажи и помогают масштабировать бизнес.