«It is a fit house for an outlaw, a meet bed for a rebel, and an apt cloak for a thief» : Это убежище для изгнанника, гостеприимная постель для мятежника и удобный плащ для вора – так старший современник Шекспира Эдмунд Спенсер (Edmund Spenser) охарактеризовал ирландский brat (брат) — самую важную часть гардероба своих ирландских современников: и мужчин, и женщин, и детей. Она точно была в ходу в железном веке и практически не менялась в исторической перспективе.
Брат представлял собой прямоугольное либо полукруглое полотнище, сшитое из трёх полос ткани. В отличие от античных драпировок, плащ, как и всю ирландскую одежду, кроили и шили, а для зимних плащей ещё и ткали специальное сукно с длинным ворсом на манер ковра. Как летние, так и зимние плащи шерстяные. Была ли предусмотрена какая-либо пропитка на случай непогоды, не установлено. По крайней мере со времён раннего средневековья, ирландский плащ имеет подкладку, то есть двуслойный. Время появления традиции не установлено, но, учитывая сырой и ветреный климат Ирландии, такое решение — более, чем логично и может быть ровесником самой моды на брат. Что не вызывает сомнения, так это глубокая древность обычая украшать кромки полотнища бахромой (есть не только исторические параллели со времён эпохи бронзы, но и упоминания в сагах). По отзывам портных, торгующих современными репликами этого изделия, на декор одного брата, сшитого на мужчину среднего роста, уходит 1200 метров шерстяной пряжи. Плащ либо шили под заказ конкретного клиента, либо по условным размерам — от-кутюр либо прет-а-порте соответственно. Это был предмет экспорта Ирландии со времён Античности.
Главное, что подкупало как коренных жителей, так и гостей Ирландии и сопредельных островов — универсальность этого предмета одежды. Верхнюю часть складывали, отворачивали наружу на манер шалевого воротника и в случае солнца или, наоборот, непогоды, использовали в качестве капюшона. Если эту складку не делали, плащ опускался до пят, и придавал фигуре величавость, в варианте «с воротником-капюшоном» длина была примерно до колен, что спасало нарядную бахрому от брызг грязи, от мокрой травы и сырости. Ночью плащом укрывались, как одеялом, а в отъезде, как отмечали современники, он мог и палаткой поработать. Если в плаще было жарко, его сворачивали вдоль в несколько раз и перебрасывали через плечо.
На лето плащи шили из любого шерстяного сукна, а на зиму, как уже упоминалось, из специального ворсового. Застёжек на плаще не было, и для его ношения, чтобы не придерживать полы руками постоянно, служили броши, стилистика которых менялась в зависимости от моды. Кроме того, периодически набирали популярность очень широкие плащи, на которых при помощи булавок закладывали складки, до девяти штук. В законы попало курьёзное требование крепить булавки таким образом, чтобы они не ранили окружающих — в качестве приветствия ирландцы обнимались, а не пожимали руки. Что с плащом не делали — никогда его не подпоясывали, так что это не «большой килт», но наиболее вероятный его предок.
Меховых плащей не было. Причина: мех от дождя портится, кроме меха бобра и выдры, а этих зверей было очень мало, и шкурки шли на пошив нарядных шапок. Существовала ли практика меховых подкладок, не установлено. Кожаные плащи были найдены на двух болотных мумиях, где этот наряд — чёткая параллель с жертвоприношениями в Дании. Был ли такой плащ одеждой какой-то консорции или его шили специально для ритуала, неизвестно. В любом случае, кожаный плащ по крою и способу изготовления не брат ирландскому брату.
Относительно цвета, мнения расходятся. Вообще, цветная одежда для ирландцев всегда была признаком статуса. Зависимые люди (рабы, фудиры, батаки) не носили окрашенную одежду. Для населения независимого были дозволено от трёх цветов у простых общинников до семи у королей и их отпрысков; это очень древний обычай, который приписывают самому олаву Фодле, правившему Ирландией во втором тысячелетии до Новой эры (о нём на канале тут: https://dzen.ru/a/ZvW0ZknAED2xNvvh?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&integration=site_desktop&place=more&secdata=CPSdiYGjMiABUA9qAQGQAQA%3D&rid=4001320876.1123.1729165508224.37423&referrer_clid=1400&). Что поделаешь, «Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели...»
Насчёт вышивок, мнения расходятся. У королевы Медв на плаще на спине была цветная вышивка в несколько ладоней шириной. Нет упоминаний о том, что так украшали мужские плащи да и регулярно декорировали плащи вообще. Скорее нарядными их делали сами ткани. В сагах упомнинаются плащи красного, алого, пурпурного, синего, светло-синего (голубого) и зелёного цвета, а также пестротканые. «Шотландка» как способ изготовления ткани из «остатков» намного древнее, чем «клановая клетка» и килты. Кроме шотландки, издавна существовали «оконная клетка», виши. пепита — о пёстрых тканях я как-нибудь сделаю отдельную статью, оно того стоит.
Плащи в Ирландии носили все. Их только дома снимали или если они мешали работать, или перед боем. Все понаехавшие быстро понимали, что без плаща не выжить. Англичане исключением не были, что вызывало остервенение у руководства: в местах, где действовало британское право, законодательно было запрещено появляться в таком виде. Карательные меры понадобились потому, что поселенцы и даже военные легкомысленно относились к безумным запретам. В своих городках в «цивильной» одежде они чувствовали себя вполне уверенно, но в «дикой» округе разумнее было не не искушать судьбу: в Ирландии лето отличается от зимы тем, что дождь теплее. Да и ирландцы на чужую моду реагировали не лучше, чем футбольные фанаты на толерантных юношей в платьях и на каблуках. Офицеры, которым тоже запретили ирландские плащи у вверенного им контингента, ругались с начальством, потому что жалели солдат и не имели желания воевать и с партизанами, и с соплями у подчинённых. В общем, тухлая идея сошла на нет, и плащи её пережили, лишившись только бахромы (стало очень дорого её делать).
В качестве детали женского национального костюма брат перешагнул в XX век, и окончательно вышел из употребления под давлением фабричной одежды и глобализации. Его закат и забвение произошли только потому, что для неблагоприятной погоды и у технологов, и у модельеров, появились более удачные решения.