Это был самый счастливый период жизни. Лето было не жарким. Вся большая семья собралась на даче. Мы, с женой обосновались в маленьком домике с большой верандой. А дочь, зять, сын и сноха с внуками и внучками, заняли большой дом. Все были заняты своими делами и сходились вечером, к ужину, в огромной кухне. Или на веранде за чаем.
Я жил "сладким бездельником" в этом семействе. Работа по грядкам и кустарнику не напрягала, а вносила особый аромат в мой быт. Два внука и три внучки купали меня в любви и внимании. Они, по очереди, вылавливали меня, в моменты отдыха и залезали на колени. Разница в возрасте у них была ровно по два года. Угнездившись, заводили разговоры на всякие детские темы, а я серьезно поддерживал беседы, как взрослый со взрослыми. Но дети есть дети и ни один диалог не длился дольше пяти минут и не доходил до логического конца. Я всегда поддерживал их дурачества и сам становился ребенком. Когда мы, до пота и одури, возились со старшим, родители кричали и ругались на нас как на равных. Мы смеялись, пинали друг друга ногами под столом и не обижались на "взрослых".
Старшая внучка, хитрая и смышленая, всегда первая находила меня и оседлав мои колени руководила младшими. Пока кто-нибудь не отвлекал ее и занимал ее место. Эта чехарда на моих коленях мне была очень мила. Я старался всегда дать хоть капельку нежности и любви каждому и каждой. Уставая беситься, они успокаивались, тогда старшая произносила сокровенную фразу:
- "Дедушка, а историю!"
Это было кодовое слово. Дети замолкали и готовились слушать. Однажды, что бы их успокоить и занять внимание, я вытащил из себя ведическую историю о рождении Брахмы. Одел ее в диалоги и эмоции, убрал занудность философского блеска и это был успех. Таких сказок они еще не слышали. Конечно до конца истории мы не доживали в спокойствии никогда, но это и к лучшему. Я мог в следующий раз начать это же, но от середины.
Затем в дело пошла вся Махабхарата, Рамаяна и Шримад Бхагаватам. Младшие быстро засыпали, взрослые разбегались, кто куда, а старшие иногда дослушивали до середины. Потом начинались вопросы по теме, потом без темы и на этом сказания завершались.
Но был случай. Пока все спали, я посидел в медитации, налил чаю и выйдя на веранду, сел в кресло. Раннее утро было прекрасным, тихим. Роса на траве висела большими каплями. Утренний туман отступал перед восходом солнца. Восприятие остановленного ума, приносило наслаждение. Глоток чая дополнял блаженство. Первая выбегала старшая и еще не проснувшись, забиралась на колени. Мы по очереди отхлебывали чай из кружки и молчали. Затем прибрели остальные. Каждый отхлебнул у меня из чашки и все расселись как сонные птахи. Они еще спали, хоть и заняли вертикальное положение. Немного проснувшись, внук попробовал согнать внучку с колен, но та обхитрила его и осталась на своем "троне". Эта борьба за место на коленях, напомнила мне очень необычную историю. Она всплыла в памяти до самых мелочей. И когда было произнесено:
-Дедушка, а историю!
Я уже знал, что буду рассказывать. Я, больше это рассказывал для себя. Что бы насладиться ситуацией, мудростью и ароматом Ведической мысли. Я начал:
--------
- " Однажды, очень, очень давно. Когда еще люди соблюдали нравственные законы, В семье знатного и благочестивого правителя, родился второй сын. У него есть имя. Но оно сложное и ничего нам не скажет. Назовем его Нао. Он был почти ровесником первого, потому что родился от другой женщины. В те времена правитель мог иметь не только жену, но и наложницу. Это была та же жена, но не имеющая никаких прав на мужа. Когда дети подросли, они вместе играли и бегали по дворцу, дружили и не знали, какая пропасть была между ними. Но все расставил по местам случай. Они очень любили забираться на колени к отцу и купались в его любви. Но когда старший сын был около отца, Нао не подпускали близко, даже на просторную мраморную веранду. Это не вызывало вопросов, пока. Но с возрастом несправедливость стала невыносимой. И когда в очередной раз, няня бесцеремонно увела Нао с веранды, а старший сын залез на колени к отцу, то истерика и слезы прорвали все, что накопилось за годы. Вбежав в комнату, Нао уткнулся в маму и вылил непонимание и всю обиду, в ее любящих объятиях. Как она объяснит ему такую несправедливость. Но мама, оказалась очень умной и мудрой женщиной. Она вытерла сыну слезы, посадила напротив себя и по взрослому объяснила:
- Ты пойми милый, твой брат рожден от жены Правителя, и он единственный наследник дворца, трона и страны. Я, просто, служанка-наложница. У меня нет никаких прав и ты тоже, ни на что не можешь рассчитывать. Отец любит тебя, как сына, но ты всего лишь сын наложницы.
- И никакого выхода нет? - спросил Нао.
- Выхода нет, родной. Хотя ты можешь совершать аскезу, стать подвижником-отшельником и заслужив заслуги, в лице Господа, после смерти, родиться в семье Правителя и его жены.
Не думала мать, что сын у нее такой серьезный. Он утер слезы, успокоился и ушел спать.
Последующие дни, она видела своего сына, целыми днями около придворных Ведический мудрецов и йогов. Он буквально не отходил от них. Те удивлялись его настойчивости и смышлености в понимании и толковании Вед.
Священный текст говорит, что мальчику было тогда, четыре или шесть лет. Прошло несколько недель и одним утром Нао пропал из дворца. Все сбились с ног в его поисках, но все напрасно. Его не могли найти. Печаль повисла над всем дворцом. Мать плакала и отец был как туча. Объявили награду за известие о нем. На том и остались.
Тем временем, Нао ушел в глухой лес, чтобы в одиночестве совершить духовный подвиг и иметь заслугу, в глазах Верховной Личности Бога и счастливое перерождение в следующей жизни.
Сидя под деревом, он выполнял пранаяму. Замедляя дыхание, быстро достиг состояния, при котором он делал вдох, раз в десять дней. И раз в десять дней выдох. Это настолько было необычно для аскета вообще, а уж для ребенка шести лет, это была огромная заслуга. Он не ел, только иногда пил дождевую воду. И вот, когда он сидел с закрытыми глазами и не дышал, его подвиг заметил сам Господь Кришна. Он, Верховная личность Бога, Кришна появился возле Нао. Постоял, обошел несколько раз вокруг и был восхищен его аскезой. Тогда Кришна вывел его из самадхи и сказал:
- Я удивлен и очарован твоим подвигом, я Верховная Личность Бога, господь Кришна, что ты хочешь за такое отречение?
Нао не задумываясь, сказал, что хочет унаследовать царство, но этому препятствует его брат и закон.
Господь Кришна сказал:
- Все будет как ты хочешь. Возвращайся домой. Когда вы с братом, достигнете пятнадцати лет, твой брат будет убит на охоте. И Правитель передаст тебе все наследство. Ты будешь править долго и никогда не увидишь границ своего царства.
После сказанного Кришна скрылся. А Нао, осознал свою глупость. Он завыл от невыносимой боли за свою тупость и жадность. Перед ним был сам Господь Кришна, Верховная Личность Бога, а он попросил о земном наследстве. Зачем?! Ведь он мог попросить себе Высшей Мудрости. Или обрести Нектар преданного служения Господу! А он просто попросил наследства.
В этой скорби он побрел домой."
-----------
- Дети, умываться и завтракать! - позвала дочь.
Все уже проснулись, умылись и были рады, что я занял детвору, дав всем поспать и приготовить завтрак.
Девочки вспомнили, что проголодались и с визгом побежали умываться.
Огородные дела шли своим чередом, а я все проживал и проживал, в мыслях историю Нао дальше. Солнце изрядно накалило воздух, все наработались, устали. И когда позвали на обед, побежали в прохладную кухню. Даже не за едой, а в тень и отдохнуть. Наступившая сиеста, была благословением. Детвору уложили спать, а я сел в то же кресло на тенистой веранде. Она вся утопала в виноградной листве и хорошо защищала от солнечных лучей. Я вытянул ноги на пуфик и откинул голову. Небо было голубое и чистое. Ни облачка. Я провалился в эту голубую бездну и закрыл глаза.
-----------
" Когда во дворце узнали от прибежавших селян, что Нао был в отшельниках и теперь возвращается, то устроили великий праздник. Огромным кортежем, с лошадьми и украшенными слонами, выдвинулись на встречу. Радости не было предела. Сам отец спешился и посадив Нао себе на плечи, нес его до дворца. Мать, от счастья, то плакала, то смеялась. Даже жена правителя плакала от счастья и обнимала Нао. Жизнь вошла в свое русло. Но грусть Нао не утаилась от матери. И однажды ночью, он все ей рассказал. О том как медитировал, о том как голодал, о Явлении Господа Кришны и о своей беспредельной глупости. Сказал, что брат в пятнадцать погибнет на охоте и, что он унаследует царство. Та выслушала, поплакала и они договорились с Нао хранить молчание.
Прошли годы. Принц вырос и собрав свою свиту уехал на охоту. Было ему тогда пятнадцать. Через несколько дней, люди привезли мертвое тело принца. Они рассказали, что в лесах, далеко от дворца, встретили свирепый и дикий народ. Очень многочисленный. Они и убили принца.
Сбылось обещание. И после года траура, Нао стал наследником и принцем.
Годы спустя, когда стареющий отец, передал власть в руки Нао, тот нежно заботился о матерях и старом отце. Казна богатела, войско росло, поданные были счастливы. Нао решил отомстить дикому народу за смерть брата. Собрав отряд, он ушел на поиски свирепого племени. Не было никакого повода для этого похода. И мать, чуя беду, отговаривала его от этой затеи. Она придумывала сотни причин и поводов задержать сына во дворце. Но Нао, все таки настоял на своем и выступил с отрядом в поход."
-------------
Открыв глаза, я понял, что проспал минут сорок. Прошелся по участку, сорвал пару ягод малины и пошел к жене в теплицу. Та как пчелка, не отдыхая, трудилась в зарослях помидор и огурцов. Все было в зелени, резко пахло листьями томатов. Желтые цветы кустов опылялись пчелами и шмелями. Картинка была как из мультфильма моего детства. Красиво и спокойно. Я шагнул в теплицу и не удержавшись на ногах, уселся на грядку, между кустов помидор. Земля была мягкая и теплая. Я просто утонул в зелени листьев. Не зная за что схватится, что бы встать, я огляделся. Везде была листва, с боков, спереди, с верху, снизу. Я опустился на грядку и любовался этой зеленой сказкой. Босые ноги были в земле, ладони и локти тоже. Можно было не волноваться за чистоту. Листва легла на лицо, как чьи то нежные руки. Стало уютно и беззаботно. Даже не верилось, что в полуметре от меня простор картофельного поля. Я чувствовал себя медведем в чаще леса. Залез в самую трущобу и потерял чувство времени. Это напомнило мне конец истории о Нао. Но до этого у него еще было много волнительных лет.
--------------
"Добравшись с отрядом до места гибели брата, они разбили лагерь. Послали разведчиков в разные стороны. И скоро выяснили, что племя недалеко. Уяснив расположение туземцев, составили план нападения. Приготовили все как надо, тихо подошли и напали.
Удивила внешность дикарей. Они были выше любого из отряда, на две головы, обладали огромной физической силой и вооружены только палками. Это сильно упрощало задачу отряду Нао. Но сколько бы воины не убивали дикарей, их меньше не становилось. И они даже перешли в наступление на отряд. Восход встретил кровавую бойню в самом разгаре. Воины Нао устали и появились потери. Это сильно смутило всех. Никто не ожидал такого поворота. Отступили к лагерю. Тем временем полегло уже треть отряда. Когда отступили и перегруппировались, поняли, что не справятся и нужно уходить. Поражение от дикарей сильно подорвало боевой дух. И весь путь до дворца, ехали в тревожном молчании.
Во дворце мать сразу поняла, что не зря чувствовала беду. И это еще не все горе, которое нужно было испить.
Через несколько дней пришли вестники с дальних окраин и сообщили, что незнакомое, свирепое племя движется к дворцу. Нао понял, что не просто будет выстоять. Стали готовиться к страшной битве с неизвестным народом.
Перед битвой, Нао удалился в лес, для медитации и аскезы, что бы приготовиться к неизбежному. На второй день к его шалашу подошел йог-аскет. Весь заросший, худой как скелет. Только глаза живые. А так от покойника не отличить. Он принес весть.
- Нао, ты напал на народ, который находится под покровительством Господа Шивы. Он этого тебе не простит и уничтожит тебя и твое царство. И защитить тебя не кому. Приготовься к смерти.
И ушел в лес.
Тем временем орда уже подступила к дворцу. Нао занял свое место на стене.
Волны дикой орды обрушивались на крепостные стены. Спасало только то, что они не были вооружены. Просто палки, камни. Они гибли тучами. Но на их место вставали такие же и в большем количестве. Когда солнце стало садиться, люди во дворце уже готовились к смерти. Но атака вдруг прекратилась. Это было странно. Племя не уходило, но не нападало. Это дало возможность перевести дух, осмотреться. Перевязать раненых. Зажгли костры и уснули. Нао спал у стены один, сидя. Кто то его тронул за плечо. Он открыл газа, но от усталости не мог пошевелиться. Перед ним стоял тот йог-аскет, аскет скелет. На удивление уже не было сил. Нао просто смотрел на йога. Тот тихо сказал, почти шепотом:
- Господь Шива не хотел уступать. Но Кришна многих послал просить за тебя. Некоторые дорого заплатили за это. И Шива согласился тебя оставить. Но потом ты заплатишь, он заберет твою мать.
Сказал и также исчез. Может сон был? Но дикари тихо растворились в ближней роще и пропали. По случаю избавления от напасти, были проведены обряды и празднования. Жизнь снова наладилась."
------------
Как не хорошо сидеть в теплице, а двигаться надо. Дети уже проснулись и носились с дикими криками по участку. Зять с сыном возились с машинами, девчонки готовили ужин.
Жизнь такого "табора" требует особого подхода. Накормить одиннадцать человек, то еще занятие .А еще сестра жены с сыном и дочерью приедут. В общем, как проснулись, начали готовить. И до самого вечера. А между едой мытье посуды на роту солдат. Кому то отдых, а кому то ...... . Так за делами и стемнело. Ужин готов, все сели за стол, детям отдельно поставили. Визг, писк. Вопли. В общем детей накормили и включили им мультики. Сами сели на долго. Разговоры, смех. Хорошо! Все вместе. Все тут. И на сердце спокойно.
Пошли в домик. Темно на улице. Запахи флоксов. Ветер. Луна. Листва на деревьях шелестит. Сказка.
Жена в домик, Я в медитацию. На сон грядущий. Час обычно проходит. Потом жену целую и ухожу. Сажусь в кресло на веранде. Сердце чистое, мыслей нет. Сидишь, ветер ночной нюхаешь. Флоксы. Видишь вещи удивительные. Спать не хочется.
--------------
"Пришла пора Нао жениться. Подобрали невесту. Привезли. Готовятся к свадьбе. Все веселы, счастливы. Благоденствие. Через девять месяцев жена родила сына. Нао счастлив. Мать в восторге. Пошла в сад за цветами для гирлянд. Вскрикнула. Нао понял, Господь Шива пришел за своим. Змея укусила маму. Умерла быстро.
Потеря была огромной. Очень близка она была Нао. Никого уже ближе не будет для него.
За первым сыном, второй, третий. Много детей господь дал Нао. Дети выросли, он постарел. Сыновья женились и подарили Нао много достойных внуков и чудесных внучек. Но все чаще вспоминалась встречу с Господом Кришной. Он и не забывал ее никогда. А с годами, только и жил этим. Когда уже не держала его семья, он удалился в рощу и жил там как отшельник.
Сторонился домашних, лишь изредка играл с внуками. Весь зарос волосами. Перестал узнавать людей. Только был сосредоточен на Верховной личности Бога. Старшие Брахманы, искавшие его в роще, после встречи говорили, что он достиг полного Освобождения. И был просветлен. Но родственники избегали общения с ним. Он был неопрятен, ел немытое, с кустов, и у него текло из носа.
Перед самой смертью он снова встретил Кришну. Тот пришел сообщить ему о скорой смерти. И что за его заслуги он воплотится в знатной семье. И станет Правителем на далекой звезде, которая никогда не меняет своего положения на небосводе. И будет править там сто тысяч лет. И что через две ночи, за ним придет корабль и увезет его туда.
- Осталось ли у тебя, какое желание? Говори сейчас. - сказал Кришна.
- Есть. Я о маме. - сказал Нао.
- Я знаю твои мысли. Сейчас ты увидишь, как она отбывает туда. А за ней, через две ночи, ты. Опять родишься у нее.
Кришна поднял ладонь и Нао увидел, как небесный корабль причалил к небесной пристани. И какие то люди стали входит на него. Среди них он увидел свою мать. Слезы потекли у него по щекам. Он стоял и плакал. Не вытирая их.
- Через две ночи и за тобой придет этот корабль. Знай это! - сказал Кришна.
В этот момент в рощу вышла невестка со служанкой. Потом они рассказывали всем, что видели Нао. Он стоял один и у него текли слезы. Он с кем то разговаривал, но они никого не видели."
---------
Я услышал детские шаги во тьме по траве и свет фонарика. Кто то из детей побежал в туалет. Меня в темноте не видно. И старшая внучка прошлепала мимо, чуть не споткнувшись о мои ноги. Я подождал, когда она вернется и побрел в домик спать. Ветер поднялся сильнее и ветки над окном сильно шелестели. Я просто обожаю этот шелест. Он так успокаивает! Я почувствовал себя ребенком. Свернулся калачиком в кровати и уснул под шум ветра и листвы.
-------------
"Через три дня, смотрители нашли в роще Нао, сидящим под деревом. Он не подавал признаков жизни. Родственники выждали неделю и кремировали его согласно обычаям.
Нао сел под дерево с ровной спиной и погрузился в Самадхи. Он прощался со своим духом и ждал корабль у небесной пристани. Это была последняя ночь на этой планете. Мир давно не держал его. Сердце было абсолютно пусто. Оно было готово к новой встрече.
Ночное небо озарилось светом и из разорванного пространства показался знакомый корабль. В белых одеждах, Нао тихо шел в череде молчаливых людей. Они сходили с небесной пристани на корабль. Нао знал, что там его ждет мама. И скоро он родиться в Мире Счастливых Богов.