Давайте разбираться, как в реальной жизни проявляются и выглядят разные модели поведения которые повторяются снова и снова. Мы их называем негативными сценариями, а научное название таких постоянных "граблей" - дисфункциональные схемы.
1. Если у меня есть схема Покинутости, то…
… будучи ребенком, я не получал/а безопасности, защищенности и предсказуемости.
… будучи взрослым, когда эта схема срабатывает, у меня может возникнуть ощущение, что я в опасности, одиночестве. Что никому не нужна меня бросили и я останусь абсолютно одна в этом ужасном мире, никто не может обеспечить мне безопасность, эмоциональную поддержку, связь или защиту, в которых я отчаянно нуждаюсь и почти не могу обеспечить это для себя.
2. Если у меня есть схема Дефективности, то …
… я чувствую себя несовершенным, ничтожным, плохим, неспособным или бесполезным в важных аспектах моей жизни.
.... Во взрослом возрасте я ощущаю себя недостаточно хорошим. Я всегда делаю нехорошо, как будто я не стараюсь ( хотя в реальности Вы делаете всё что только возможно и даже сверх этого). Вы плохой/ плохая, нужно было больше стараться. Вы не достойны не комплиментов ни похвалы и никогда не будете достаточно хорошим/ей
3. Если у меня есть схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, то я …
.... Будучи ребёнком по отношению ко мне часто лгали, не выполняли обещаний, перекладывали на меня ответственность за невыполнение обещаний, говорили - что сама виновата,
…Будучи взрослым, я ожидаю, что другие будут лгать мне, обманывать, причинять боль или оскорблять, манипулировать, стыдить или использовать меня. На всякий случай ни с кем не дружу и не общаюсь, потому что всё равно обманут и сделают больно
4. Если у меня есть схема Эмоциональной депривации, то я…
... Будучи ребёнком мне запрещали быть расстроенной или злиться показывать свое неудовольствие, а возможно запрещали плакать, я должна быть незаметной молчаливой и всем довольной. Исполнять то, что велели и всегда благодарить за то, что у меня есть
… Теперь я ожидаю, что другие люди никогда не будут в достаточной мере удовлетворять мою потребность в эмоциональной поддержке, внимании, понимании, сопереживании и помощи. Нет смысла делиться эмоциями, и я не умею это делать. Никто меня не понимает. Я даже не знаю, что я чувствую. Может, лучше не чувствовать?
5. Если у меня есть схема Недостаточного самоконтроля, то я …
… имею трудности с самоконтролем; например, я выражаю свои чувства и импульсы в экстремальном виде.
… или у меня низкая устойчивость к растерянности; к ощущению, что не сразу всё получается в попытках достичь своих целей: например, я не люблю предпринимать постоянные усилия.
6. Если у меня есть схема Социальной отчужденности, то я …
… чувствую себя изолированным от остального мира, или что я отличаюсь от других людей, или что я не являюсь частью группы, я ни к чему не отношусь. В любой компании я чужой, я веду себя отстранённо. Мне трудно дружить или участвовать в каких-то совместных мероприятиях.
7. Если у меня есть схема Зависимости/Беспомощности, то я …
.... Будучи ребёнком мной руководили. Только мама( другие родственники) знала, когда и что делать, и как это делать правильно; меня опекали; я на всё должен был спрашивать разрешение.
… убежден, что без большой поддержки от других я не смогу управлять повседневной жизнью. Злюсь, Если другие не хотят брать за меня ответственность. Я пассивно-агрессивно веду себя, считаю, что другие должны помогать мне сами.
8. Если у меня есть схема Уязвимости к болезни/вреду, то я…
… постоянно боюсь катастроф, которые я не могу предотвратить. Прислушиваюсь к каждому недомоганию и постоянно лечусь.
9. Если у меня есть схема Запутанности/неразвитой идентичности, то я …
… слишком сильно привязываюсь к одному или нескольким людям в моей жизни и стараюсь быть рядом с ними до такой степени, что у меня нет социальной жизни или собственных интересов.
Очень сложно выбрать дело по душе, профессию, хобби И ощущение глубокой неудовлетворенности и потеря смысла.
10. Если у меня есть схема Неуспешности, то я…
… убежден, что потерпел или потерплю неудачу в областях, где важен результат, например, в спорте, в учебе или на работе.
11. Если у меня есть схема Грандиозности, то я …
… убежден, что я лучше других, особенный, или что у меня больше прав, чем у других. Все должны уделять мне особое внимание; мне позволено нарушать правила; и моё мнение всегда самое важное. Я впадаю в гнев, если меня критикуют. Веду себя высокомерно и презрительно.
12. Если у меня есть схема Покорности…
… то я легко подчиняюсь слушаюсь Мне трудно спорить. И уж тем более говорить слово нет. Я отдаю контроль другим, потому что я чувствую, что должен (например, из-за страха перед последствиями).
13. Если у меня есть схема Самопожертвования, то я …
… Помогаю всем по первому требованию , забывая о себе; катастрофизирую последствия без своей помощи; в повседневных ситуациях чрезмерно пытаюсь удовлетворять потребности других ценой собственного счастья. Ожидаю, что другие будут жертвовать также для меня, и очень злюсь, что не получаю в ответ ни поддержки , ни внимания.
14. Если у меня есть схема Поиска одобрения … будучи ребёнком, я должен был заслужить похвалы. И только так мог привлечь внимание к себе.
… Будучи взрослым, я чрезмерно стараюсь добиться одобрения, похвалы или внимания других, или стараюсь соответствовать окружающим ценой игнорирования моих собственных потребностей и желаний. Если меня не хвалят, я чувствую себя недостаточно хорошим и одиноким.
15. Если у меня есть схема Негативизма/пессимизма …
.... Будучи ребёнком мне указывали на негативные стороны жизни я привык видеть в ней только плохое.
…Теперь я сосредотачиваюсь на негативных аспектах любого дела или события, на протяжении всей моей жизни; вижу плохие черты характера в каждом человеке; недостатки в каждом деле; вижу плохое в каждых отношениях.
16. Если у меня есть схема Подавления эмоций …
.... Будучи ребёнком меня ограничивали в эмоциях: требовали вести себя хорошо; быть послушным; не ныть или не смеяться. Не бегать не играть не шуметь - спонтанности не было.
… Теперь я чрезмерно подавляю свои спонтанные чувства, действия или общение, обычно, чтобы избежать чувства неприязни или стыда или чтобы не потерять контроль над своими импульсами. Я не могу выразить себя не творчески; ни в отношениях.
17. Если у меня есть схема Жёстких стандартов, то я …
....Будучи ребёнком, ко мне предъявляли бесконечное количество требований, которым я должен соответствовать; и правил, которые я должен исполнять. Критиковали и заставляли меня точно следовать инструкции.
…Теперь я убежден, что должен постоянно работать, чтобы соответствовать моим очень высоким стандартам поведения и достижений, чтобы избежать критики со стороны себя или других.
18. Если у меня есть схема Пунитивности, то я …
.... Меня строго наказывали, если я не соблюдала правил вела себя "не так" с точки зрения взрослых, каждая ошибка критиковалась и преследовалась.
…Теперь я убежден, что люди (или я сам) должны быть сурово наказаны, если они совершают ошибки.
Схемы подобны «проблемам» или проблемным областям, с которыми человек борется.
- Схемы не активны все время. Они включаются в ответ на какое-то небольшое событие – обычно это ситуация, в которой вы находитесь, или взаимодействие с кем-то.
- Когда наши схемы активированы, возникают интенсивные состояния, которые включают чувства, ощущения, мысли, действия и иногда воспоминания. Вы как будто действуете по сценарию.
- Этот список схем необходим, чтобы вы могли обдумать их для лучшего понимания того, что с вами происходит. И вы можете обсудить их со своим личным терапевтом, если он знаком со схема-терапией!
При подготовке поста использован материал из чудесной книги (The Schema Therapy Clinician’s Guide, First Edition. Joan M. Farrell, Neele Reiss, and Ida A. Shaw.)