Теперь уже мало кто знает, что произошло в Москве почти 120 лет назад. 16 июня 1904 года невиданной силы смерч обрушился на столицу и ее окраины, круша все на своем пути. Вот как это было.
Шквалистые ветры, бури и ураганы случаются в наших широтах, но смерчи-катастрофы, к счастью, крайне редки. Именно с таким разгулом стихии пришлось столкнуться москвичам 16 июня (29 июня по новому стилю) 1904 года. Черный вихрь, словно выпущенный на свободу демон, пронесся над восточной частью Москвы, оставляя после себя огромные разрушения и даже человеческие жертвы. Ширина грозового облака достигала 20 км, длина пути торнадо — 40 км. Скорость ветра была около 60 км/час.
По воспоминаниям очевидцев, начало катастрофы было завораживающе красивым. Надвигалась огромная грозовая туча. Снизу виднелись причудливые светлые облака. Постепенно они закручивались в тугую спираль. А потом — небо обрушилось на землю… Из середины спирали упала серая остроконечная воронка, которая соединилась с черным слоем пыли. Внешне вихрь выглядел как столб, широкий внизу, постепенно суживавшийся в виде конуса и вновь расширявшийся в облаках. Его описывали также как черный крутящийся столб, напоминающий толстый, грубо сплетенный канат. По цвету его было можно принять за дым от пожара.
«Будто бы грандиозное чудовище решилось с кем-то рассчитаться и двинулось в опустошительную прогулку, — писала газета «Русское слово». — Внутри смерча что-то клокотало, шипело, издавало задушенные звуки. Сильным зноем несло от него. Порою молния прорезывала темную массу крутящегося столба, окрашивая его в огненный цвет».
А вот как рассказывал о первых минутах урагана знаменитый московский журналист Владимир Гиляровский: «…пожелтело небо, налетели бронзовые тучи, мелкий дождь сменился крупным градом, тучи стали черными, они задевали колокольни. Наступивший мрак сменился сразу зловеще желтым цветом. Грянула буря, и стало холодно. Над Сокольниками спустилась черная туча – она росла снизу, а сверху над ней опускалась такая же другая. Вдруг все закрутилось...»
Темный путь
Зародившийся где-то под Тулой ураган сначала бушевал в подмосковных городках вдоль ветки Московско-Курской железной дороги. Отметился в Подольске, Климовске, Гривнах, Марьино. Затем, грохоча прокатился через Москву, направляясь на северо-восток, к Ярославлю. Возле столицы первыми под удар стихии попали село Капотня и деревня Чагино. Потом смерч опустошил усадьбу Люблино. Следующими были село Карачарово и деревня Хохловка. Пострадали и Калитники. После этого вихрь повернул на запад к Лефортову. Пометавшись, свернул немного вправо и полетел в Сокольники и на Лосиный Остров, откуда взял курс в сторону Мытищ. Там и закончил свое разрушительное нашествие.
Жертвы и разрушения
Стихия свирепствовала в городе не более часа, но последствия были катастрофичны. «Уничтожены деревни Рязанцево, Копотня, Чагино; далее ураган налетел на Люблинскую рощу, вырвал с корнем и сломал до 70 десятин леса, затем разрушил деревню Гравороново, Карачарово и Хохловку, вступил в восточную часть Москвы, уничтожил Анненгофскую рощу, сорвал крыши с домов в Лефортове, прошел в Сокольники, где повалил вековой лес, направился на Лосиноостровскую, где уничтожил 1200 десятин крупного леса..», — писал известный советский ученый-метеоролог Николай Васильевич Колобков в книге «Грозы и шквалы».
Больше всех досталось Лефортову, старинному району, где было много невысоких, обветшавших построек. Вихрь снес не только крыши, но и верхние этажи, опрокинул заборы и фонарные столбы. Сильно пострадали Лефортовский дворец и Кадетские корпуса. Ураган поднимал людей на воздух как пушинки и отбрасывал на несколько десятков метров в сторону. В Лефортовской пожарной части часовой, заметив торнадо, принял его за пожар. Команда уже была готова выехать, как налетевший ураган, подхватил пожарную телегу и разбил ее вдребезги. Несколько пожарных погибло.
Место, где сейчас находится Красноказарменная улица, с 1730 года занимала Анненгофская роща, с которой связана любопытная история. Говорят, что она выросла здесь за одну ночь по приказу герцога Бирона для услады глаз императрицы Анны Иоанновны, жившей во дворце в Лефортове. «Прекрасное место. Вот если бы перед окнами была роща!» — сказала однажды Анна Иоанновна, как гласит легенда. Когда на следующее утро императрица подошла к окну – напротив, где вчера еще было чистое поле, раскинулся живописный парк. Бирон велел накопать деревьев и посадить их перед дворцом. «Так в одну ночь выросла Анненгофская роща. Третьего дня в одну минуту ее уничтожило», — пишет Владимир Гиляровский в репортаже «Ураган в Москве» спустя несколько дней после катастрофы.
Журналист прошел по следам стихии одним из первых. «В полночь при ярком свете луны стоял я один–одинешенек посреди этой рощи, или, вернее того, что было рощей. Долго стоял в ужасе посреди разбитых, расщепленных вековых сосен, пересыпанных разорванными ветвями. … Среди поваленных деревьев, блестевших ярко–белыми изломами на темной зелени ветвей. Их пересекали черные тени от высоких пней, окруженных сбитыми вершинами и оторванными сучьями. Мертвый блеск луны при мертвом безмолвии леденил это мертвое царство. Ни травка, ни веточка не шевелилась. Даже шум города не был слышен. Все будто не жило».
Смерч практически стер с лица земли подмосковную деревушку Беседы, 11 человек было убито. Сорванные крыши зданий летали словно клочки бумаги. В одном месте разнесло даже каменную кладку. В Карачарове разрушило половину колокольни.
По словам очевидцев, вихрь шел со страшным ревом, заглушая треск валившихся домов, рассыпающихся в щепки деревьев до метра толщиной.
Для людей природный катаклизм оказался полнейшей неожиданностью. Никто не был готов к такому чудовищному повороту событий в обычный июньский день. Горожане пытались укрыться от надвигающейся беды кто где. «Эта страшная масса неслась на них, бросились – кто куда, не помня себя от ужаса, — живописал Гиляровский. — Покойный Вавилов, управляющий Хорошутин с пятилетней дочкой и старухой матерью спрятались в крытой лестнице, ведущей в контору. Все ближе и ближе несся страшный шум. В это время бросились в коридор, спасая свою жизнь, три собаки. Вавилов, помня народную примету, что собаки во время грозы опасны, бросился гнать собак и выскочил за ними из коридора. В этот момент смерч налетел. От зданий остались обломки. Коридор случайно уцелел. Хорошутин с семьей спасся. А тремя ступеньками ниже, на земле, под обломками в полусидячем положении виднелся труп Вавилова. И теперь, через 12 часов, на этом месте лужа не засохшей еще крови... Только спустя долгое время люди начали вылезать из–под обломков и освобождать раненых».
Описания происшествий того злополучного дня читаем в газете «Русское слово». «Душу раздирающие картины приходилось наблюдать. Мать в страшном безумстве не может найти своего сына, с которым ехала вместе в телеге. Ей сообщили, что его, мертвого, куда-то повезли. Одно семейство, обезумев от страха, решило спастись от смерча в роще, где и было задавлено рушащимися деревьями. Мальчика 14 лет несколько раз поднимало в воздух. Падая, он не расшибался только благодаря мягкой пахотной земле. Паника была, конечно, страшная».
По разным данным, в результате урагана погибли от двадцати до ста человек, 233 жителя были ранены. Материальные убытки превысили миллион рублей. Многие состоятельные москвичи лишились усадеб и дач.
К чести властей, надо сказать, они не оставили население без помощи. За разрушенные дома выдавали компенсации. Можно было взять беспроцентную ссуду на срок от года до пяти лет. Помогали городские и земские учреждения, частные лица. Богатые граждане охотно жертвовали в помощь пострадавшим от урагана собственные средства. По сохранившимся сведениям, 100 тысяч рублей передал император Николай II. Московский генерал-губернатор Сергей Александрович Романов предоставил 78 920 рублей Московскому уезду, помог также материально жителям Подольского уезда, семьям убитых и получивших увечья.
Версии: наука и конспирология
О причинах возникновения странного стихийного бедствия, разумеется, спросили ученых. Они попытались что-то объяснить, но поскольку сами не могли толком понять, откуда взялся ураган такой силищи в спокойной Москве, все эти версии мало кого удовлетворили. Тут же возникли иные истории — конспирологические.
Монахини из Алексеевской обители, которая находилась на Верхней Красносельской улице, обратили, например, внимание горожан на то, что стихия почти не тронула храмов и монастырей. Вихрь разметал Лефортово, в Гаврикове переулке побил все окна и повышвыривал из домов мебель и обитателей, но стоящий там же Елоховский собор не пострадал, как и приют праведниц Алексеевский женский монастырь — смерч миновал Верхнюю Красносельскую, поднявшись вверх по Нижней Красносельской, он помчался к Сокольникам. Но и там, бесчинствуя, пощадил Кедров собор. Не иначе разбушевавшаяся стихия была Божьей карой за грехи тем, у кого они имелись.
Масла в огонь подлили модные в ту пору общества спиритов. «Смерч предвещает страшные беды», — заявили мистики и объяснили, почему. Из помещения Лефортовского суда и полицейского участка были «похищены» вихрем и уничтожены все бумаги по судебным тяжбами и папки с секретными докладами по политическим делам. А на мостовую на Красной Пресне и вовсе упал с неба гроб с биркой «№6». Вероятно, прилетел из похоронной конторы. Спириты, углядев в происшествиях зловещие предзнаменования, обещали массовые беспорядки, с которыми властям ни за то не справиться, ведь исчезли же все документы из полиции и суда. А рухнувший с небес гроб под номером 6 — верный знак того, что незаконные волнения произойдут через полгода и будут особенно кровопролитными именно на Красной Пресне... Потом, как раз спустя 6 месяцев, 9 января 1905 года случилось Кровавое воскресенье, а затем грянула декабрьская революция и была на Красной Пресне бойня, жестокая и кровавая. Совпадение? Да кто ж его знает...
Надо сказать, у современных ученых есть и вполне себе научное объяснение природного катаклизма, потрясшего Первопрестольную в июне 1904 года. Довольно точное описание климатической обстановки того рокового дня мы находим опять же в книге Колобкова «Грозы и шквалы». Путь урагана лежал рядом с тремя московскими обсерваториями: Университетской – в западной части города, Межевого института – в восточной и Сельскохозяйственной академии – в северо-западной. Обработка записей самописцев лабораторий дала метеорологам бесценный материал для изучения.
В тот день Москва и пригороды находились во власти теплого атмосферного фронта циклона. «С утра было пасмурно и влажно. В 4 ч 05 мин (после полудня) был услышан первый гром на юге, очень слабый. В 5 ч 11 мин ветер ENE усилился и достиг 24 м/сек. В 5 ч 20 мин пошел очень крупный град, величиной с кулак, но очень редкий. В 5 ч 32 мин — ливень, непрерывные вспышки молнии, ураган. Сквозь хаос дождя и урагана едва видны были предметы, находившиеся на расстоянии 10-15 м. Температура быстро упала на 5°. В 5 ч 42 мин ураган окончился».
Сопоставив записи самописцев с картой погоды, ученые пришли к выводам, что московский торнадо возник при грозе перед теплым фронтом. «Континентальный тропический воздух натекал на более холодный континентальный полярный. При большом контрасте температур всегда создается угроза возникновения сильнейших гроз и шквалов». Что вероятно и произошло 16 июня в Москве.
🔥 Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.