Сегодня в российский прокат выходит фильм «Анора». И сегодня в рамках проекта Киномакс Арт-показы недели в Волгограде я представляю этот фильм в качестве спикера. В этой статье без спойлеров впечатления психолога об этом фильме.
О начале моего участия в проекте Киномакс читайте здесь.
О других фильмах — в подборке «Кино глазами психолога»
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Все публикации на этом канале авторские. Использование материалов канала без указания авторства запрещено.
Итак, Анора.
2024, США
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Рейтинг Киномакс 8.4
Моя оценка 10
Несомненно, фильм отсылает нас к таким мегапопулярным в России фильмам, как Шоугерлз и Красотка.
И кстати, вы помните, как начинается фильм «Красотка»? Давайте, напомню.
Вивиан, героиня Джулии Робертс, выходит вечером на свою работу в сфере женских услуг для мужчин. И проходит мимо мусорного бака, где, словно сломаная выброшенная вещь, лежит труп молодой девушки (такой же, как Вивиан, только менее удачливой).
Льюис, герой Ричарда Гира — один из тех олигархов, кто, скупая градообразующие предприятия и затем продавая их, разорил родной городок Вивиан, из-за чего она была вынуждена приехать в ЛА и заниматься на улице тем, чем она занимается.
Жертва и Агрессор, они не могли не встретиться.
Вы все еще считаете «Красотку» ромкомом?
Так же, как и «Красотка», фильм «Анора» начинается под веселенькую музыку, с кадров о «трудовых буднях» главной героини — танцовщицы в ночном клубе.
Посетители клуба — уставшие трудяги или же не слишком успешные с виду немолодые мужчины, которым хочется «отдохнуть». И по-прежнему, в традиционном патриархальном формате, дефицит ресурса мужчины добирают у женщин.
Так же, как в «Красотке»— герой, в которого влюбляется героиня — сын олигарха. Но, в отличие от предыдущего варианта, он не олигарх. И вообще (позволю себе один спойлер) Иванушка-дурачок так до царевича и не эволюционирует, свой Путь Героя не проходит.
В «Аноре» много отсылок к другим фильмам. Некоторые сцены вообще в каком-то тарантиновском абсурдистском духе сняты.
И даже с «Братом» некое сходство есть— настолько пластика и немногословность персонажа по имени Игорь узнаваемо и однозначно русская.
Что касается сюжета — на мой взгляд,
фильм и близко не комедия, а драма-драма-драма, раскрывающая противоречия современного общества.
И этот фильм не только про конфликт отцов и детей, где отцы работают с 16 лет, а дети сидят в Тик-Токе.
И не только про патриархально-капиталистический конфликт, когда богатые богатеют и готовы отнять последнее у бедных ради сохранения власти. При этом, эту самую власть некому передать, так как у «патриархов» нет достойных наследников, а власть давно в руках «матриархинь».
Не только про эдипов комплекс (тоже, кстати, патриархальная история), который выражается в таком специфическом социальном явлении, как «бедные мажоры», то есть люди, не имеющие собственного имущества, не зарабатывающие и не производящие блага, но ведущие образ жизни богатых людей на деньги родителей.
Этот фильм показывает современную реальность через призму социальной объективизации людей— женщин в сфере услуг для отдыха мужчин, а мужчин тоже в сфере услуг, но уже другого рода.
И, конечно, здесь снова обозначена встреча Агрессора и Жертвы. Только гораздо более реалистично, без романтических иллюзий про то, как рыцарь спас принцессу из башни. В этом смысле
«Анора» — гораздо более реальная история встречи красотки и богатея.
Немного про символику имен скажу.
Русский Игорь, чье имя, в отличие от имени русского же мажора Ванечки, отсылает нас к истории первого русского князя, не слишком дальновидного в экономических стратегиях, но славного своими ратными подвигами и значимыми для русской государственности решениями. Неотъемлемая часть русского культурного кода.
А имя Анора, что значит «плод граната» и «яркая» у американки с азиатской внешностью и русской фамилией, возможно, символизирует то смешение культурных кодов и социальных патернов, которые несут в себе современные женщины.
А еще, по-моему, здесь есть отсылка на Персефону, которая, как наложница, была похищена в темное патриархальное царство, но, отведав граната, стала полноправной царицей.
По крайней мере, надежда на то, что женщины сохранят субъектность и человеческие права в этом мужском мире женской объективизации — остается.
На мой психологический взгляд, концовка фильма оптимистична в том смысле, что переживаемый героями катарсис позволяет им осознать реальность, отказаться от иллюзий, и, тем самым получить шанс на сохранение достоинства, шанс на выбор быть свободными людьми.
Но шанс — это шанс.
Лично мне хочется верить, что плоды граната ярко озаряют путь для героев.
Рекомендую фильм «Анора» к просмотру!
Арт-показы в Волгограде — по четвергам, в этом месяце я спикер на каждом показе.
Узнать про показы в вашем городе можно в ТГ проекта
И читайте также и другие рецензии в подборке на этом канале.
Увидимся в кино!
Ваш реалистичный психолог
© Эвелина Гаевская, 2024
Использование материалов канала «Блог Эвелины Гаевской» разрешено только при указании авторства и ссылки на оригинал публикации.
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.