Найти тему
alexunited

Это не мы тупые, это у вас задачи какие-то неправильные...

В прошлое воскресенье мы с центром "Гексаэдр" проводили очередную игру "Математическое домино" для школьников и семейных команд в библиотеке "Маяк". Задачи для этой игры взяты, в основном, из прекрасной книги Елены Георгиевны Козловой "Сказки и подсказки" - очень многие задачи оттуда так давно и прочно вошли в фольклор и программу кружков первого года, что не всегда удаётся отследить источник (да и, скорее всего, большая часть этих задач сперва вошла в фольклор, а потом появилась в книжке). Мы считаем, что игра подходит для команд, состоящих только из школьников 4-7 класса, и для более младших школьников, но уже с взрослыми, ранее не занимавшимися в кружках.

А вот так прекрасно выглядят карточки с задачами
А вот так прекрасно выглядят карточки с задачами

Надо признать, что большинству взрослых, которые приходят вместе со своими малышами, наши задачи нравятся, да и соревновательный азарт их захватывает, что час игры пролетает незаметно - а, поверьте, ничто так не увлекает ребёнка, как увлечённый папа/мама/бабушка/дедушка рядом! И даже если некоторые задачи для первоклассника объективно оказываются сложными, но они могут вникать в родительское решение или, по крайней мере, запоминать на будущее какие-то идеи.

Короче, Вы поняли: если Вы живёте в Санкт-Петербурге (особенно на юге/юго-западе), имеете подходящих по возрасту детей-школьников и ещё не с нами - ждём Вас на наших играх!

Но тут особняком стоят редкие взрослые, которые настолько привыкли считать себя умными и всезнающими, что им физически не удаётся признать неправоту и ограниченность своих знаний. Конкретно в последний раз тут оказалась такая бабушка, в прошлом - инженер, с советским (то есть - самым лучшим) высшим образованием, которая привела на игру внучку. И попалась им одной из первых вот такая задача:

-2

И возмутилась учёная бабушка-инженер, потому что она-то знает, что игры по олимпийской системе - это "сперва разбивают на группы, а потом победители групп играют между собой", а здесь никаких данных ни о разбиении, ни о том, как потом распределится жребий - короче, чушь какая-то, а не задача, решить её невозможно, поэтому мы с внучкой, пожалуй, пойдём отсюда...

Скатертью дорога. Какой смысл учить того, кто не хочет учиться?

Кстати, в нашей формулировке условия вместо пассажа про ничьи, просто было указано, что проигравший выбывает - то есть ничьих быть не может (в реальных футбольных кубках, за исключением английского, так и есть - в случае ничьей в основное время играют дополнительное, а потом проводят серию пенальти). И для того, чтобы узнать количество матчей, расписание кубка значения не имеет. Достаточно той информации, что есть в условии - проигравший выбывает.

-3

Но разве это объяснишь учёной бабушке? Она же инженер, она не может быть неправа и не может чего-то не знать или не понимать! Помнится, и я в детстве шутки ради предлагал своей бабушке (тоже неплохому советскому инженеру, в прошлом) порешать кружковские задачи - и результат был именно таким ("чушь какая-то!"), потому что некоторым людям после определённого возраста как-то не с руки чувствовать себя глупым, поэтому (естественная защитная реакция) им хочется перевернуть ситуацию с ног на голову, чтобы глупыми стали не они.

"Ты сам дурак!" (с - учёные бабушки, когда они неправы)

Полагаю, что все читатели понимают, что ответ в этой задаче - 74, а решение её таково: так как в каждом матче выбывает ровно одна команда, а в итоге должен остаться один победитель, то 75-1=74 команды должны выбыть, а на это нужно ровно 74 матча. Кто получил этот ответ таким же образом - поздравляю, Вы не учёная бабушка. Кто привёл пример турнирной сетки и получил такой же ответ для частного случая - поздравляю, Вы хороший инженер, который умеет узнать ответ, пусть и не решив задачу - но инженеру-практику же зачастую и не нужно ничего доказывать, а достаточно убедить самого себя и окружающих, что ответ правдоподобен. А вот если Вы не дочитали до этого момента, но отправились строчить комментарий, что бабушка права, а автор несёт какую-то чушь - тут у меня для Вас плохие новости, Вы безнадёжны (особенно если Вам уже немного больше, чем 16-18 лет - если столько или меньше, то шансы на исправление у Вас ещё есть, но нужно этого захотеть).

А вот и я в процессе проведения мероприятия...
А вот и я в процессе проведения мероприятия...

В общем, всех, кто не чувствует себя учёной бабушкой, или по крайней мере не хочет таковой стать, приглашаем на наши мероприятия - как минимум один раз в месяц мы стараемся проводить "Домино" или другие игры, в библиотечных центрах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также - школах, которые приглашают нас для проведения подобного мероприятия своим ученикам. Если Вы - учитель (завуч, директор и т.п.) или активный руководитель родительского комитета, который бы хотел провести такое мотивационное мероприятие для своих учеников, то пишите нам - будем рады помочь:

ВКонтакте | ВКонтакте

А если (неважно, после нашего мероприятия или независимо от него) у детей возникнет желание изучать математику регулярно, но до многочисленных городских кружков ехать далеко (или вы вообще из другого региона, где до хороших кружков - которые тоже есть, но не в каждом районе - ещё дальше), то присоединяйтесь к проекту "Всероссийский очно-заочный кружок":

Школково - олимпиадная математика

Если ребёнок, который хочет заниматься в кружке, в небольшом городе, селе или деревне единственный - можно заниматься полностью онлайн. Рекламирую свои кружки, но у любой онлайн-школы тоже свой кружок имеется: дешевле, но иногда (далеко не всегда) немного ниже качеством.

Кружок 1 год 2024-25

Ещё можно просто порешать олимпиадные задачи: например, в моём Telegram-канале их за полтора года скопилось достаточно, и у каждой решение разобрано. К тому же, в канале постоянно появляются какие-то новости о моих проектах и проектах, в которых я участвую:

Математика с Александром Сергеевичем

Добро пожаловать!