Женитьба Гоголя - очень странная пьеса. На премьерных показах в 1842 года зрителю она не понравилась. Император даже из театра ушёл. А сегодня - это очень популярная постановка, которая есть в репертуаре чуть ли не каждого театра.
Но это бывает. Автор опережает свое время или со временем постановщики находят всё новые и новые смыслы. Однако тут всё не так. Я ознакомился с театральными версиями, какие смог найти в интернете и могу сказать, что большинство ставит эту историю в лоб. А-ля разговоры в костюмах, где за постоянным трындежом не понять смысла, заложенного классиком.
Самым нестандартным оказался спектакль Театра на Васильевском режиссера Владимира Туманова, однако то что начиналось многообещающе, вылилось в пшик только подтверждающий, что режиссеры не понимают что они ставят. Не разбирают в чем юмор Гоголя. И О ЧЁМ писал Николай Васильевич.
В свое время Михаил Борисович Борисов открыл мне глаза, объяснив, что чтобы разобраться в пьесе ей нужно задавать вопросы. Потому что режиссер как следователь должен уметь подмечать авторские подсказки в тексте, интерпретировать их, чтобы в итоге определять смысл.
Ниже я выписал основные, на мой взгляд, вопросы рождающиеся по ходу повествования. Конечно полный список будет куда больше, но не ответив на эти, боюсь, Гоголя нам не разгадать.
- Почему Кочкарев не знал, что к Подколесину уже три месяца ходит сваха?
- Почему Кочкарев явно плохо относится к браку, но с таким энтузиазмом бросается женить друга?
- Почему такая срочность? Почему Кочкареву очень надо женить его именно сегодня?
- Почему Кочкарев именно вбегает?
- С какой целью вбегает Кочкарев?
- Время действия пьесы.
- Почему сваха подробно рассказала, где живет невеста. Там такой маршрут, что даже если она дура, то могла догадаться, зачем он выспрашивает.
- Почему если Подколесин не хочет жениться, а это очевидно, он позвал сваху?
- Зачем нужен Стариков?
- Почему Кочкарев не знает кем Подколесин работает в точности.
- Как Кочкарев оказывается в комнате Агафьи?
Наверняка вы найдёте и другие вопросы. Но заметьте, что именитые режиссеры в шикарных театрах на них не отвечают. Они словно их не замечают. Ну пришел Кочкарев и пришел. Захотелось. Ну не нравится ему брак. Такой человек. Мгновенно решает женить друга? Ох уж этот эксцентричный Кочкарев! Шалун.
Понимаете? Вот и я не понимаю. Каково в такой ситуации исходное событие? Что вообще произошло в пьесе? Почему Гоголь Старикова в список персонажей ввёл, а вы его выкинули? Наконец, в чём комедия?
У меня есть теория на уровне СПГСа, отвечающая почти на все вопросы. Но её ещё нужно додумывать. Поэтому прошу вашей помощи: если видите коварный вопрос, ускользнувший от меня - не держите в себе, помогите сделать то, что не делал ещё никто - разгадать загадку Женитьбы. И особенно если знаете спектакль, отвечающий на поставленные вопросы, не поленитесь скиньте ссылку.