Есть фильмы, которые приходят однажды к человеку и остаются в его сердце надолго. Они полны смысла и, не люблю это слово, поскольку, но иначе сказать не получается, актуальны. Да, они актуальны, поскольку честно говорят с нами о том, что не меняется из века в век.
Так вот, для меня таким фильмом, стала картина Тенгиза Абуладзе «Мольба». «Мольба» - это не просто художественное произведение, это не просто фильм, а «кинематографическая поэма», «кинематографическое Писание»... Можно найти бесконечное количество метафор и сравнений чтобы описать это кино.
Этот фильм наполнен иносказанием и философией, он исследует сложные и неоднозначные темы, такие как свобода, совесть, человеческое достоинство, бездействие по отношению ко злу и сопротивление ему же.
Снятый в 1967 году, он несёт на себе печать того исторического контекста в котором был создан, однако в нём полно универсальных мыслей, которые проходят к человеку вечно.
«Мольба» - это фильм, который рассказывает историю героя с максимальной честностью, тут нет никаких заигрываний со зрителем, всё рассказывается предельно честно. Режиссёр прямо говорит,что у каждого человека своя ответственность перед жизнью. Для этого Абуладзе создает различные образы персонажей, каждый из которых олицетворяет аспекты человеческой природы: от смирения до бунта.
Визуально «Мольба» представляет собой настоящую поэму. Абуладзе использует многочисленные символы, чтобы подчеркнуть внутренние состояния персонажей. Природа же становится полноправным действующим лицом: водопады, горы и облака. Всё это отражает мир, в котором находятся герои. Каждое кадр тщательно продуман, что глубоко воздействует на зрителя.
Как мне кажется, центральная тема всей трилогии, не только этого фильма, это выбор, который делает человек. Поступает ли он по совести, или забывает про её существование.
Абуладзе исследует то, как давление общества может подавлять любые честные устремления. Важным символом фильма становится молитва. Это не только символ обращения к Богу, но и метафора внутреннего диалога человека с самим собой. Каждая молитва в фильме - это метафора поиска ответов на вопросы, мучающие человека и его стремления к истине.
Абуладзе также использует различные аллегорические средства, чтобы прокомментировать то, в каком состоянии находится свобода в любом тоталитарном обществе. Фильм этот является не только художественным произведение, но и политическим манифестом, обращающимся к человеку.
Этот фильм оставил заметный след в истории грузинского кино, добившись признания и за её пределами. Это произведение особенно важно смотреть в свете современных реалий, подчеркивая, что борьба за индивидуальность и свободу никогда не кончается и должна продолжаться. «Мольба» Тенгиза Абуладзе — это фильм, который затрагивает не только умы, но и сердца зрителей. В этом произведении сплетаются эстетика, философия и политика, создавая уникальный опыт, который невозможно забыть.