Найти тему
НУАР-NOIR

Преодоление Эpоcа или странным образом редко вспоминаемый триллер

-2

Отчего же «странно»? – спросите вы. Дело в том, что это была первая крупная роль юной Шэрон Стоун. А фильм снял Уэс Крейвен, который «вышел на прямую» к созданию своих культовых эпопей – «Кошмар на улице Вязов» и «Крик». Мы же говорим о кинокартине 1981 года «Смертельное благословение».

Многие находили фильм «не совсем ровным», что объяснятся вмешательством в режиссерский замысел различного рода продюсеров, стараниями коих, например, появился пост-финал, явно выбивающийся из общей канвы повествования. Он не имеет ничего общего со слэшерами, которые как жанр ещё только-только формировались, но повторяет клише из типично мистических хорроров с «монстрами из преисподней».

По этой и многим другим причинам от зрителей и критиков ускользнула основная мысль фильма, которая сводится вовсе не к противопоставлению Архаики и Модерна, но апеллирует к фрейдистским толкованиям некоторых аспектов поведения людей. То есть «Смертельное благословение» является экранизированной иллюстрацией к проблеме подавленных желаний, что в итоге порождает новые проблемы, куда как более «высокого уровня».

Только через подобные толкования можно выводить на уровень «невольных ассоциаций» обладающие сомнительным подтекстом сцены, например, когда героине Шэрон Стоун в рот заползает паук или в ванную к девушке проскальзывает змея. Двусмысленность и указание на некие потаенные аспекты вполне очевидна.

Итак, действие разворачивается на периферии хозяйственной жизни некой религиозной деноминации, весьма напоминающей амишей, но, видимо, во избежание обвинений, их назвали «гентами». Среди них практикуются наказания детей и строгая дисциплина, а потому поначалу вы будете полагать, что это и есть корень всех проблем; особенно когда представителям анти-модерна приходится соседствовать с обыкновенными фермерами.

Хотя вам с самого начала дали подсказу, на что лично я сразу же обратил внимание. Один из «бородачей» (хотя на самом деле молодой и лысый как колено персонаж Майкла Берримана) кричит деревенской девушке: «Инкуб!!!»

Позвольте-позвольте!!! А разве инкуб - не демон в мужском обличье? Ведь женским обликом обладает суккуб. И можно было бы подумать, что создатели кинокартины оговорились, хотя на практике это была «пасхалка». Как говорилось в одном из недавних триллеров: «Это - не баг, это - фича» (если прибегать к новомодному жаргону).

Впрочем, даже если вы примете во внимание этот аспект, то ясности не прибавится, так как в округе начнут происходить ужасающие вещи: от убийств до жутких снов, посещающих молодых девушек, которые прибыли из города, дабы поддержать свою подругу. Одну из них, Лану Маркус как раз играет Шэрон Стоун, появившаяся на большом экране в первый раз.

Что интересно, её персонаж не самый важный с точки зрения развития сюжета – главной героиней всё-таки считается унаследовавшая ферму Марта Шмидт (её играет Марен Дженнсен). Однако именно с Ланой случаются все самые страшные сцены: преследование пауком, инцидент в сарае, ночные кошмары. А потому именно героиню Стоун вынесли на афишу.

Кадр из фильма «Смертельное благословение» (1981)
Кадр из фильма «Смертельное благословение» (1981)

Если характеризовать ленту в целом, то можно сказать, что это была репетиция «Кошмара на улице Вязов». То есть крепко сделанный мистический триллер, не лишенный оригинальных находок, который (триллер) мог бы спокойно обойтись без продюсерского вмешательства. Оно было явно лишним…