Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Луноход-1? или Lunar rover?

Наконец разбор вариантов закончился, были выделены приоритетные направления, и работа над шасси Лунохода закипела. Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация.
Основным разработчиком шасси для планетоходов стал ленинградский ВНИИтрансмаш (ВНИИТМ). Здесь было создано и испытано множество самых различных устройств - Луноход 1 и 2 (1970), шагающий планетоход отправленный в 1971 году на Марс, прыгающий для Фобоса (1988), робот для очистки крыши разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС (1986), планетоход для неудавшейся экспедиции Марс-96, несколько планетоходов в рамках сотрудничества с зарубежными организациями и т.д. Подвеска колесного шасси Лунохода представляло собой типично гусеничное шасси на двух балансирах, с каждой стороны. По два катка на балансир. Всего восемь катков\колес.
За амортизацию отвечали короткие торсионы. В движение вся конструкция приводилась с помощью мотора расположенного в ступице кат

Наконец разбор вариантов закончился, были выделены приоритетные направления, и работа над шасси Лунохода закипела.

Луноход-1? или Lunar rover? Как колесо победило гусеницу, став вариантом гусеницы.
Боевая техника мира.14 ноября 2024

Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация.
Основным разработчиком шасси для планетоходов стал ленинградский ВНИИтрансмаш (ВНИИТМ).

Один из вариантов мягкой подвески планетохода.
Один из вариантов мягкой подвески планетохода.

Здесь было создано и испытано множество самых различных устройств - Луноход 1 и 2 (1970), шагающий планетоход отправленный в 1971 году на Марс, прыгающий для Фобоса (1988), робот для очистки крыши разрушенного энергоблока Чернобыльской АЭС (1986), планетоход для неудавшейся экспедиции Марс-96, несколько планетоходов в рамках сотрудничества с зарубежными организациями и т.д.

-2

Подвеска колесного шасси Лунохода представляло собой типично гусеничное шасси на двух балансирах, с каждой стороны. По два катка на балансир. Всего восемь катков\колес.
За амортизацию отвечали короткие торсионы.

Разрез мотор\колеса с редуктором и КПП.
Разрез мотор\колеса с редуктором и КПП.

В движение вся конструкция приводилась с помощью мотора расположенного в ступице катка\колеса. Понижающий планетарный редуктор с двумя скоростями движения, располагался здесь-же, в ступице.

-4

Но не только подвеска колеса требовала создания множества вариантов движителя.
Из чего сделать "покрышку" колеса?
Традиционная резина тут совершенно не годится. Нужно делать металлическую шину. Как в 19 веке, обод телеги покрывали железной шиной, за неимением других материалов.
Практически сразу и без вариантов лучшим выходом стала металлическая сетка, заминка вышла лишь с выбором размеров ячейки, обод покрытый сеткой с слишком крупной ячеей будет проваливаться в слишком мягкий грунт и создавать излишнее сопротивление движению. Мелкая ячея делает колесо тяжелее на несколько сот грамм.

Сплошной обод с внутренней амортизацией.
Сплошной обод с внутренней амортизацией.

Обод из сплошного металла - тоже не выход. Слишком тяжёлый. Даже если это и титан.

-6

Определиться с размером ячеи сетки обода, помог выбор каркаса колеса, на котором эта сеть крепилась.
Было опробовано несколько вариантов обода. От полукруглого до плоского.

-7
-8

В итоге получилось, то что получилось. На титановый скелет с относительно частыми рёбрами натянули сетку из нержавейки, и дополнили её титановыми грунтозацепами.

-9

Много непонятных вопросов вызывал и способ поворота. Поворотные тележки могли увеличить радиус поворота до неприемлемых величин.
Большой радиус поворота станет проблемой, если поблизости находится скала или расщелина, куда аппарат может сползти при развороте.
Был опробован даже совсем экзотический вариант с полноуправляемыми колесами. Однако такая схема наверняка вызывала резкий рост массы. И осталась только на фото.
Помним - вездеход нужно было доставить к месту "путешествия" космическим кораблём, где каждый грамм нагрузки важен.

-10

В итоге Луноход стал поворачиваться по гусеничному. А благодаря мотор-колесам, разворот мог произвести на пятачке. Вокруг своей оси.
Планетоходы испытывались в Средней Азии, на Камчатке (в зонах свежих извержений) - чтобы было большое разнообразие форм рельефа.. Ведь заранее не было известно, какой грунт на Луне. Были предположения, что грунт находится во взвешенном состоянии и Луноход может просто утонуть. Поэтому испытания проводили также и на снежниках - где снег засыпан вулканическим песком.
Аппарат в окончательном виде весил 756 кг, имел длину с открытой крышкой солнечной батареи 4.42 м, ширину 2.15 м, высоту 1.92 м. Диаметр каждого из восьми ведущих колес по грунтозацепам составлял 510 мм, ширина 200 мм. Колесная база была 170 мм, а ширина колеи 1600 мм.

Тестовое шасси. Окончательный вариант.
Тестовое шасси. Окончательный вариант.

Начинку Лунохода, создавали специалист по космической аппаратуре из КБ Лавочкина.
То самое КБ, которое начинало с самолётов ЛаГГ-3 и Ла-5, в 50-х годах занялось тематикой крылатых ракет и в 60-х делало уже космические аппараты разного назначения.

-12

Однако незабываемый внешний вид, Луноходу придавал герметичный контейнер для аппаратуры в виде урезанного конуса, перевёрнутого вверх основанием.

Кому как, а мне напомнило. М\ф "Осторожно щука".
Кому как, а мне напомнило. М\ф "Осторожно щука".

В приборном контейнере размещалась вся служебная аппаратура. Контейнер был выполнен в виде горизонтально расположенного конуса диаметром 1 м, причем верхняя часть корпуса, служащая радиатором для сброса тепла, имела больший диаметр. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой.

-14
Лунная колея - Госкорпорация «Роскосмос»

Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивало подзарядку аккумуляторной батареи в течение лунного дня. Площадь солнечной батареи составляла 3,5 кв.м, а вырабатываемая мощность - 180 Вт. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при его различной высоте над лунным горизонтом. Наведение солнечной батареи по азимуту осуществлялось поворотом всего лунохода. В передней части лунохода были установлены 2 телекамеры, в задней части - одна. На верхней части гермоконтейнера устанавливался купол для кругового обзора с помощью телефотометра и остронаправленная антенна.

На этом сегодня всё. Продолжение следует.

Ещё немного разного здесь:

Очерки истории джипа. | Боевая техника мира. | Дзен

Все изображения взяты из открытого интернет.

Спасибо за просмотры, лайки и подписки.