До конца 2024 г. в соседней стране официально завершат масштабный проект реконструкции автомобильной дороги «Атырау – граница РФ (на Астрахань)» протяженностью 277 км. 16 октября в эксплуатацию ввели 80-километровый участок (км 753 – км 833), который теперь соответствует международным стандартам. Здесь появилось новое асфальтобетонное покрытие и необходимая сопутствующая инфраструктура.
Эта дорога имеет крайне важное значение для обеспечения транспортных связей западных и северных регионов Республики Казахстан с выходом на Российскую Федерацию. Благодаря ее капитальному преображению время в пути от Атырау до границы с Россией сократится с пяти до двух часов. А интенсивность движения увеличится на 75%. Если до ремонта по трассе ежедневно проезжало около 5 тыс. автомобилей, то теперь этот показатель, как отмечается, достигнет 8 тыс. транспортных средств в сутки.
Трасса является частью международного транспортного коридора «Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана» (и по сути МТК «Север – Юг»). На территории Казахстана активные работы по обновлению дороги ведутся с 2019 года. Проект разбили на два этапа: первый — с 833-го по 893-й км (примыкает к АПП «Курмангазы»), второй — с 616-го по 833-й км. В полной мере кампания завершится до конца 2024 года.
Изначально реализовать проект рассчитывали до 2022-го. Однако дорожникам пришлось столкнуться с рядом трудностей, включая неблагоприятные погодные условия, паводки, а также задержки в поставках инертного материала. Например, чтобы по железной дороге с месторождений доставить на объект щебень (а всего необходимо порядка 1,5 млн тонн), составам приходилось преодолевать свыше 1 тыс. км.
Напомним, дорогу III технической категории от Атырау в направлении Астрахани построили еще при СССР в 1970-х гг. На протяжении десятилетий ее поддерживали за счет текущего и среднего ремонтов. Хотя по факту после 1991-го ей практически не занимались. С увеличением грузоперевозок нагрузка на нее сильно возросла. Постепенно состояние трассы ухудшилось настолько, что объект стали именовать «дорогой смерти» (см. видео ниже).
Учитывая важное транзитное значение дороги, власти неоднократно подчеркивали необходимость ее реконструкции. Данный вопрос поднимался и главами обоих государств. В список специальных поручений президента РК объект включили еще в 2014-м, пообещав до конца десятилетия привести трассу к нормативам. Но в итоге проектно-сметную документацию подготовили только в 2018-м, после чего и приступили к работам.
На территории России также в ближайшее время запланированы работы по обновлению инфраструктуры, расположенной на маршруте МТК «Север – Юг». В частности, до 2026 года реконструируют пункт пропуска «Караузек» и подъездную дорогу к нему. Соответствующее соглашение министр транспорта РФ Виталий Савельев и глава Астраханской области Игорь Бабушкин подписали в 2022-м.
Изображения в статье — АО «НК «ҚазАвтоЖол» / qaj.kz