Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Фильм как зеркало души. Психологический портрет любителя ужасов.

«Фильмы ужасов – это способ выразить наши коллективные страхи и тревоги в безопасной, контролируемой форме. Они позволяют нам проживать страхи и сохранять контроль над ними, чего мы не можем достичь в реальной жизни.»/Джон Карпентер, режиссёр классического фильма «Хэллоуин»/

Фильмы ужасов и триллеры всегда занимали особое место в сердце зрителя, вызывая сильные эмоции и позволяя человеку соприкоснуться с собственными страхами. Но что же стоит за этим феноменом? Почему некоторые люди стремятся смотреть такие фильмы снова и снова, испытывая удовольствие от страха? С психоаналитической точки зрения этот процесс можно рассматривать как особую форму эмоциональной работы, погружение в глубинные слои психики.

Природа страха: встреча с теневой стороной.

Карл Юнг утверждал, что каждый из нас носит в себе свою «тень» – бессознательную, подавляемую сторону личности, которая содержит неосознанные страхи, желания и эмоции. Фильмы ужасов становятся своего рода «встречей с тенью», где зритель получает возможность в безопасной обстановке столкнуться с тем, что его пугает, отталкивает или возбуждает. Как отмечал Юнг: «Встреча с тенью – это словно прогулка по темному лесу. Но именно в этом лесу мы можем найти свое сокровище».

Восприятие ужасов как культурного ритуала можно сравнить с древними обрядами инициации, где человек добровольно вступает в контакт с опасным и пугающим. Современные хорроры выполняют похожую функцию, позволяя человеку проживать эти страхи в контролируемой среде, на дистанции от экрана. Возможно, погружаясь в фильмы ужасов, мы отдаем себя во власть той самой памяти предков, жизнь которых была переполнена опасностью и находилась на грани со смертью.

Зигмунд Фрейд в своей теории личности подчеркивал важность подавленных страхов и внутренних конфликтов, которые часто проявляются во снах и фантазиях. Ужасы на экране – это форма визуализированной фантазии, где глубинные конфликты могут быть выражены через символы. Когда человек погружается в сюжет фильма ужасов, его эго частично ослабляет контроль, и на поверхность выходит вытесненное содержание –страхи, агрессия, бессилие. Психика выполняет самоочистку и сбрасывает лишний балласт напряжения.

Нарциссическая составляющая и контроль.

Ирвин Ялом, известный психотерапевт-экзистенциалист, говорил, что основным источником тревоги является страх перед смертью. В контексте фильмов ужасов мы можем увидеть, как человек пытается «смерть осмыслить», превратить неконтролируемое в управляемое. Любовь к жанрам триллера и ужасов может быть своеобразной попыткой нарциссической компенсации: когда человек чувствует себя беспомощным перед жизненными обстоятельствами, он обращается к фильмам, где страхи и опасности укладываются в четкие рамки сюжета.

Перенос и защита.

Мелани Кляйн, рассматривая динамику ранних объектов (отношения ребёнка с родителями), говорила о важности защитных механизмов, таких как проекция и расщепление. Любовь к фильмам ужасов можно объяснить как попытку переработать ранние тревоги и страхи. Например, при помощи проекции человек может «вынести» свои собственные агрессивные импульсы на экран, идентифицируя их с пугающими персонажами. Это помогает снизить тревогу, связанную с этими импульсами, и временно создать ощущение контроля над ними.

Кроме того, триллеры часто исследуют тему преследования, что может соотноситься с механизмами параноидной тревоги, описанной Кляйн. Когда персонажи переживают постоянное преследование, зритель, сам того не осознавая, отыгрывает собственные бессознательные страхи быть атакованным или отвергнутым. Эти страхи часто отражаются и в темах преследований в сновидениях. А триллеры словно сны наяву.

Экзистенциальные страхи.

Ирвин Ялом, экзистенциальный психотерапевт, подчеркивал, что главный страх человека – это страх смерти. Ужасы – способ приближаться к этому страху и разрядить его через безопасное осознание. Смерть в фильмах ужасов гиперболизируется, но при этом она дистанцирована от реальной жизни. Это позволяет человеку проживать свой экзистенциальный страх, не сталкиваясь с ним напрямую. Как утверждает Ялом: «Страх перед смертью и тревога, связанная с ней, – это, по сути, страх перед небытием, темнотой и пустотой». Фильмы ужасов позволяют заглянуть в эту «пустоту», не становясь её жертвой, они помогают структурировать страх и парадоксально создают чувство контроля над ним.

Почему дети так любят смотреть «ужастики».

-2

На первый взгляд это кажется парадоксом: что может притягивать ребёнка в пугающих монстрах и призраках? Но если рассмотреть этот феномен с психоаналитической точки зрения, ответ становится куда более понятным. Страх – это одна из первых и наиболее сильных эмоций, с которыми сталкивается человек с детства. Для ребёнка фильмы ужасов могут выполнять несколько важных психологических функций:

Во-первых, ужастики дают возможность безопасно переживать пугающие ситуации (об этом я уже писала выше). Это своего рода тренировка страха. В контролируемой атмосфере – на диване перед телевизором или в кинотеатре – ребёнок может исследовать свои страхи, зная, что они безопасны и управляемы.

Во-вторых, ужасы могут помогать ребёнку в процессе сепарации от родительских фигур. Фрейд отмечал, что страх и тревога часто ассоциируются с нарушением зависимости от родителя, а монстры и призраки символизируют эту внутреннюю борьбу. Сталкиваясь с пугающими образами, ребёнок бессознательно проецирует собственные страхи, касающиеся потери защиты, и учится справляться с ними.

Важен и момент любопытства. Детское воображение наполняет реальность фантазиями, и эти фантазии могут быть как позитивными, так и пугающими. Ужастики дают выход этому мощному воображению, создавая канал для безопасного проживания страшных фантазий.

И наконец, в триллерах дети часто видят отражение своей внутренней борьбы за независимость и понимание мира. Ужасы помогают детям обрести чувство контроля над тем, что раньше казалось неуправляемым.

Таким образом, любовь детей к ужасам – это не столько стремление к страху, сколько поиск самопознания и ощущение контроля над своими эмоциями в условиях, где страхом можно управлять.

Что еще можно сказать о человеке, который любит триллеры и ужасы.

Человек, который увлекается фильмами ужасов и триллерами, как правило, имеет развитую потребность в эмоциональном катарсисе. Это может быть человек, склонный к подавлению тревоги и отрицанию сильных эмоциональных реакций в реальной жизни. Увлечение ужасами – это его способ переработать эти чувства через внешний объект (фильм). Такие люди часто обладают высокой степенью внутренней рефлексии и поиском смысла в своих страхах.

Любители триллеров могут также обладать повышенной чувствительностью к теме контроля. Когда мир вокруг кажется хаотичным и непредсказуемым, фильмы ужасов становятся символической возможностью навести порядок в мире внутренних страхов, поставить их в рамки повествования. Персонажи ужасов сталкиваются с опасностями, но в большинстве случаев они могут контролировать свои действия, что создает иллюзию безопасности для зрителя.

Мой бесплатный Телеграм-канал, где можно найти много контента на тему: полезные фильмы. Там уютно и дружелюбно. Приглашаю.

Автор: Екатерина Андреева
Психолог, Психолог-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru