Найти тему

Вспоминаем поезда, которые ходили через Муром в разные годы + пара "своих"

Сегодня я приглашаю вас в воспоминания ""по муромской дороге". В Муром! Один из старейших русских городов. Ведь он на 300 лет старше Москвы. 862 года! Всем своим развитием город был обязан реке, на которой стоит. Это Ока! В наши дни через реку переброшен красивый вантовый мост.

Мост через Оку в Муроме. Фото с сайта https://dzen.ru/a/Y1-Oc_KayiBhrh_h. Взято с Яндекс.Картинки
Мост через Оку в Муроме. Фото с сайта https://dzen.ru/a/Y1-Oc_KayiBhrh_h. Взято с Яндекс.Картинки

Город неоднократно разрушали и восстанавливали, снова разрушали, и снова восстанавливали. Последний местный Кремль простоял 200 лет, однако после взятия Казани и отодвигания границ далеко на восток, он утратил свое предназначение и был разобран. В советские годы такая же участь постигла и многочисленные церкви, которые были в городе. Но в целом что-то сохранилось. На мой взгляд Муром вполне был достоин того, чтобы его включили в состав "Золотого кольца", однако он оказался всё-таки немного в стороне и в кольцо не вписывался. Иваново, Суздаль, Владимир - все они вошли в этот почетный список, а вот Муром остался вне него. Зато город стал важнейшим железнодорожным узлом на пути к Москве, где сходится несколько направлений. И то, что этот город стоит посетить на выходных, если вы живете где-то поблизости - для меня это даже не обсуждается. Я вообще, если честно, не понимаю многих москвичей, петербуржцев. Вокруг ваших городов столько мест, куда интересно съездить )даже на электричках за вполне бюджетные дженьги), а значительная часть людей выбирает просто посидеть дома, сходить в кафе, ресторан, кино. Да там же в радиусе 300 км (по моим соображениям именно такое расстояние является предельным для однодневных путешествий) столько всего можно увидеть, что это на несколько лет выходные можно распланировать.

Троицкий собор женского монастыря. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Муром. Взято с Яндекс.Картинки
Троицкий собор женского монастыря. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Муром. Взято с Яндекс.Картинки

Есть у города и своя железнодорожная история. Причем связана она не столько с поездами, которые прибывали сюда в разные годы, но и с производством различной техники для отечественных железных дорог. Когда-то всё начиналось с паровозов, а затем их сменили и тепловозы. А кроме того, здесь же располагался и Муромский стрелочный завод.

Первая же железная дорога пришла сюда со стороны Коврова. Произошло это в 1890 году. Станция была организована на тогдашней окраине города. А затем она получила название Муром-II. Ну а основная ветка Москва-Казань прошла через Муром в 1912 году. Строительство сильно задержалось из-за отсутствия моста через Оку.

Ж/д мост через Оку. Фото с сайта https://vk.com/wall-151168449_349876?lang=en. Взято с Яндекс.Картинки
Ж/д мост через Оку. Фото с сайта https://vk.com/wall-151168449_349876?lang=en. Взято с Яндекс.Картинки

Поездов сюда было всегда очень много. Ведь практически все поезда, следовавшие казанской веткой, делали остановку в Муроме. Вот например, каким был день пассажирского сообщения по станции Муром-I в 1961 году:

00:30 - и первым отсюда сразу же отправлялся "свой" поезд. № 49 сообщением Муром-Владимир. Понятно, что с очень коротким маршрутом. Ехал очень не быстро, прибывая во Владимир в 06:10. Время в пути 5 часов 40 минут;

00:55-01:05 - № 21 - Свердловск-Москва;

01:00-01:11 - № 28 - Москва-Казань;

01:28-01:38 - № 12 - Москва-Новосибирск-Кемерово (по дням);

02:45-02:55 - № 22 - Москва-Свердловск;

03:05-03:18 - № 51 - Казань-Чебоксары-Москва;

04:32-04:42 - № 65 - Томск-Москва;

05:10-05:22 - № 11 - Кемерово-Новосибирск-Москва;

05:17-05:32 - № 68 - Москва-Омск;

05:47-05:57 - № 27 - Казань-Москва;

07:19-07:30 - № 73 - Ижевск-Москва;

08:02-08:25 - № 71 - Новосибирск-Москва;

09:10-09:25 - № 72 - Москва-Новосибирск;

10:45-11:00 - № 111 - Пески Целинные-Караганда-Москва;

11:48-11:58 - № 112 - Москва-Караганда-Пески Целинные;

18:31-18:41 - № 97 - Свердловск-Москва;

19:05-19:20 - № 66 - Москва-Томск;

19:17-19:33 - № 95 - Барнаул-Москва;

20:45-21:00 - № 98 - Москва-Свердловск;

21:27-21:38 - № 52 - Москва-Чебоксары-Казань (по дням);

22:13 - прибывал единственный поезд с конечной в Муроме - № 50 - Владимир-Муром. Время в пути вообще почти 6 часов без двух минут;

22:27-22:40 - № 67 - Омск-Москва;

23:07-23:17 - № 74 - Москва-Ижевск;

Да, конечно, здесь есть днём "окно" продолжительностью 6,5 часов. Но в целом всё очень-очень плотно. 12 пар поездов, то есть в среднем ровно по одному в час. Но бывало, когда на станции одновременно стояло два поезда в разные стороны.

Муром. Вокзал. Фото с сайта https://dzen.ru/a/YLzvh5Me5Sbh8Ztd. Взято с Яндекс.Картинки
Муром. Вокзал. Фото с сайта https://dzen.ru/a/YLzvh5Me5Sbh8Ztd. Взято с Яндекс.Картинки

В 1969 году это было уже 16 пар. Ко всем тем поездам, которые я описал применительно к 1961 году, добавились еще:

- еще один поезд Москва-Барнаул;

- Москва-Лениногорск;

- Москва-Междуреченск;

- Москва-Тюмень;

Половина же тех, что проходили и раньше, стали фирменными: "Сибиряк", "Татарстан", "Урал", "Иртыш", "Удмуртия", "Томич", "Алтай". Чем полюбоваться?! Да не обидятся на меня жители других регионов, но это будет "Сибиряк".

"Сибиряк". Фото с сайта https://warball.ru/poezd/ob.html. Взято с Яндекс.Картинки
"Сибиряк". Фото с сайта https://warball.ru/poezd/ob.html. Взято с Яндекс.Картинки

В 1980 году это уже 23 пары поездов дальнего следования. Причем добавились еще и не московские. К новым можно отнести:

№ 56 Москва-Красноярск, который пустили через Муром;

№ 58 Москва-Йошкар-Ола;

№ 120 Москва-Новокузнецк;

№ 122 Москва-Абакан;

№ 308 Брест-Свердловск, который оказывался на этой ветке через Черусти;

№ 554 Москва-Петропавловск;

№ 566 Ленинград-Казань, который тоже тут оказывался через Черусти;

№ 662 Москва-Сергач.

Причем стоянки по прежнему были от 10 минут даже у самых фирменных из фирменных поездов.

Поезда Владимир-Муром больше не было, но была куча пригородных, которые показаны в справочнике, на маршруте Ковров-Муром.

Ну давайте "Татарстаном" и полюбуемся =- всё таки казанская ветка:

"Татарстан". Фото с сайта https://dzen.ru/a/YwNjA3vOLC2TG_Lk. Взято с Яндекс.Картинки
"Татарстан". Фото с сайта https://dzen.ru/a/YwNjA3vOLC2TG_Lk. Взято с Яндекс.Картинки

В 1989 году это уже более 30 пар поездов! Очень приличный результат! Из новых направлений были:

Москва-Тында и Москва-Нерюнгри;

Москва-Кемерово № 30, который сюда вернули;

Москва-Новый Уренгой № 82;

Рига-Свердловск, который стал ходить по дням с поездом Брест-Свердловск;\

Москва-Серов № 226;

Молква-Соликамск № 504 и Москва-Пермь № 530;

Москва-Бийск № 548;

Москва-Курган № 558;

Москва-Первомайск № 624;

Но самое интересно это то, что в 1989 году появился поезд Москва-Муром с дьявольским номером 666. Время в пути у него было 5:55. Как специально подбирали )

В 1995 голду количество поездов начинает сокращаться. Но появляется и еще один новый - Москва-Берещино.

В 2004 году еще немного уменьшается число поездов из Москвы. Но появляется один с другого направления - Санкт-Петербург-Казань. Всего 23 пары.

В наши дни через станцию следует в разные дни от 12 пар поездов. Ну то есть 15 - это вроде бы гарантированный минимум в летний сезон. Вот завтра, например, 18 октября это будет именно 12 пар. И лишь одинг поезд не из Москвы - всё тот же Санкт-Петербург-Казань - фирменный "Поволжье". Еще из новых направлений - Москва-Круглое Поле и Москва-Сургут.

И вот еще что интересно. В Муроме встречаются Москва-Первомайск и Первомайск-Москва, и почти встречаются Москва-Чебоксары и Чебоксары-Москва.

Кстати, вроде как казанская ветка железной дороги дала название целым историческим районам города, которые к ней примыкают - они называются Казанка. А на въезде в город по автомобильной дороге со стороны Владимира вообще установлен Былинный камень. Ведь первое, что многим приходит на ум при упоминании Мурома - это Илья Муромец.

Былинный камень. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Муром. Взято с Яндекс.Картинки
Былинный камень. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Муром. Взято с Яндекс.Картинки

Вот такая вышла история с Муромом. Спасибо, что следите за каналом! До встречи!