Сегодня я приглашаю вас в воспоминания ""по муромской дороге". В Муром! Один из старейших русских городов. Ведь он на 300 лет старше Москвы. 862 года! Всем своим развитием город был обязан реке, на которой стоит. Это Ока! В наши дни через реку переброшен красивый вантовый мост.
Город неоднократно разрушали и восстанавливали, снова разрушали, и снова восстанавливали. Последний местный Кремль простоял 200 лет, однако после взятия Казани и отодвигания границ далеко на восток, он утратил свое предназначение и был разобран. В советские годы такая же участь постигла и многочисленные церкви, которые были в городе. Но в целом что-то сохранилось. На мой взгляд Муром вполне был достоин того, чтобы его включили в состав "Золотого кольца", однако он оказался всё-таки немного в стороне и в кольцо не вписывался. Иваново, Суздаль, Владимир - все они вошли в этот почетный список, а вот Муром остался вне него. Зато город стал важнейшим железнодорожным узлом на пути к Москве, где сходится несколько направлений. И то, что этот город стоит посетить на выходных, если вы живете где-то поблизости - для меня это даже не обсуждается. Я вообще, если честно, не понимаю многих москвичей, петербуржцев. Вокруг ваших городов столько мест, куда интересно съездить )даже на электричках за вполне бюджетные дженьги), а значительная часть людей выбирает просто посидеть дома, сходить в кафе, ресторан, кино. Да там же в радиусе 300 км (по моим соображениям именно такое расстояние является предельным для однодневных путешествий) столько всего можно увидеть, что это на несколько лет выходные можно распланировать.
Есть у города и своя железнодорожная история. Причем связана она не столько с поездами, которые прибывали сюда в разные годы, но и с производством различной техники для отечественных железных дорог. Когда-то всё начиналось с паровозов, а затем их сменили и тепловозы. А кроме того, здесь же располагался и Муромский стрелочный завод.
Первая же железная дорога пришла сюда со стороны Коврова. Произошло это в 1890 году. Станция была организована на тогдашней окраине города. А затем она получила название Муром-II. Ну а основная ветка Москва-Казань прошла через Муром в 1912 году. Строительство сильно задержалось из-за отсутствия моста через Оку.
Поездов сюда было всегда очень много. Ведь практически все поезда, следовавшие казанской веткой, делали остановку в Муроме. Вот например, каким был день пассажирского сообщения по станции Муром-I в 1961 году:
00:30 - и первым отсюда сразу же отправлялся "свой" поезд. № 49 сообщением Муром-Владимир. Понятно, что с очень коротким маршрутом. Ехал очень не быстро, прибывая во Владимир в 06:10. Время в пути 5 часов 40 минут;
00:55-01:05 - № 21 - Свердловск-Москва;
01:00-01:11 - № 28 - Москва-Казань;
01:28-01:38 - № 12 - Москва-Новосибирск-Кемерово (по дням);
02:45-02:55 - № 22 - Москва-Свердловск;
03:05-03:18 - № 51 - Казань-Чебоксары-Москва;
04:32-04:42 - № 65 - Томск-Москва;
05:10-05:22 - № 11 - Кемерово-Новосибирск-Москва;
05:17-05:32 - № 68 - Москва-Омск;
05:47-05:57 - № 27 - Казань-Москва;
07:19-07:30 - № 73 - Ижевск-Москва;
08:02-08:25 - № 71 - Новосибирск-Москва;
09:10-09:25 - № 72 - Москва-Новосибирск;
10:45-11:00 - № 111 - Пески Целинные-Караганда-Москва;
11:48-11:58 - № 112 - Москва-Караганда-Пески Целинные;
18:31-18:41 - № 97 - Свердловск-Москва;
19:05-19:20 - № 66 - Москва-Томск;
19:17-19:33 - № 95 - Барнаул-Москва;
20:45-21:00 - № 98 - Москва-Свердловск;
21:27-21:38 - № 52 - Москва-Чебоксары-Казань (по дням);
22:13 - прибывал единственный поезд с конечной в Муроме - № 50 - Владимир-Муром. Время в пути вообще почти 6 часов без двух минут;
22:27-22:40 - № 67 - Омск-Москва;
23:07-23:17 - № 74 - Москва-Ижевск;
Да, конечно, здесь есть днём "окно" продолжительностью 6,5 часов. Но в целом всё очень-очень плотно. 12 пар поездов, то есть в среднем ровно по одному в час. Но бывало, когда на станции одновременно стояло два поезда в разные стороны.
В 1969 году это было уже 16 пар. Ко всем тем поездам, которые я описал применительно к 1961 году, добавились еще:
- еще один поезд Москва-Барнаул;
- Москва-Лениногорск;
- Москва-Междуреченск;
- Москва-Тюмень;
Половина же тех, что проходили и раньше, стали фирменными: "Сибиряк", "Татарстан", "Урал", "Иртыш", "Удмуртия", "Томич", "Алтай". Чем полюбоваться?! Да не обидятся на меня жители других регионов, но это будет "Сибиряк".
В 1980 году это уже 23 пары поездов дальнего следования. Причем добавились еще и не московские. К новым можно отнести:
№ 56 Москва-Красноярск, который пустили через Муром;
№ 58 Москва-Йошкар-Ола;
№ 120 Москва-Новокузнецк;
№ 122 Москва-Абакан;
№ 308 Брест-Свердловск, который оказывался на этой ветке через Черусти;
№ 554 Москва-Петропавловск;
№ 566 Ленинград-Казань, который тоже тут оказывался через Черусти;
№ 662 Москва-Сергач.
Причем стоянки по прежнему были от 10 минут даже у самых фирменных из фирменных поездов.
Поезда Владимир-Муром больше не было, но была куча пригородных, которые показаны в справочнике, на маршруте Ковров-Муром.
Ну давайте "Татарстаном" и полюбуемся =- всё таки казанская ветка:
В 1989 году это уже более 30 пар поездов! Очень приличный результат! Из новых направлений были:
Москва-Тында и Москва-Нерюнгри;
Москва-Кемерово № 30, который сюда вернули;
Москва-Новый Уренгой № 82;
Рига-Свердловск, который стал ходить по дням с поездом Брест-Свердловск;\
Москва-Серов № 226;
Молква-Соликамск № 504 и Москва-Пермь № 530;
Москва-Бийск № 548;
Москва-Курган № 558;
Москва-Первомайск № 624;
Но самое интересно это то, что в 1989 году появился поезд Москва-Муром с дьявольским номером 666. Время в пути у него было 5:55. Как специально подбирали )
В 1995 голду количество поездов начинает сокращаться. Но появляется и еще один новый - Москва-Берещино.
В 2004 году еще немного уменьшается число поездов из Москвы. Но появляется один с другого направления - Санкт-Петербург-Казань. Всего 23 пары.
В наши дни через станцию следует в разные дни от 12 пар поездов. Ну то есть 15 - это вроде бы гарантированный минимум в летний сезон. Вот завтра, например, 18 октября это будет именно 12 пар. И лишь одинг поезд не из Москвы - всё тот же Санкт-Петербург-Казань - фирменный "Поволжье". Еще из новых направлений - Москва-Круглое Поле и Москва-Сургут.
И вот еще что интересно. В Муроме встречаются Москва-Первомайск и Первомайск-Москва, и почти встречаются Москва-Чебоксары и Чебоксары-Москва.
Кстати, вроде как казанская ветка железной дороги дала название целым историческим районам города, которые к ней примыкают - они называются Казанка. А на въезде в город по автомобильной дороге со стороны Владимира вообще установлен Былинный камень. Ведь первое, что многим приходит на ум при упоминании Мурома - это Илья Муромец.
Вот такая вышла история с Муромом. Спасибо, что следите за каналом! До встречи!