Понятно, что в каждом конкретном случае будут свои ответы на этот вопрос. Но всё же что их всех может может привлекать?
Порассуждаем поглубже?
Люди - существа довольно игривые, игра - это источник удовольствия.
Компьютерные игры - это вам не детский сад, там всё по-взрослому: стратегии, тактики, рейтинги, команды, корпорации, донат. Над их созданием работают крутые специалисты, для ее установки необходимо выполнить определенные технические и материальные условия. И чтобы в нее играть, нужно соответствовать, то есть подтвердить/продемонстрировать определенную социальную статусность.
К тому же компьютерные игры некоторым образом удовлетворяют некоторые социальные человеческие потребности, позволяя особо не выходить из достаточно "безопасного домика" аккаунта.
То есть мне прям сейчас, чтобы повзаимодействовать с другими, не нужно всем своим существом вовлекаться в общение, предъявлять себя и при этом чувствовать себя востребованным и включенным в процесс.
Я могу утолить свою потребность во взаимодействии с другими через оболочку игрового персонажа, при этом не предъявлять людям себя настоящего, такого какой есть, со всеми моими личными качествами, сильными и уязвимыми сторонами.
Или наоборот, я могу эмоционально открыться людям сразу полностью, выгулять в игре запретные эмоции, свои теневые стороны личности, но при этом оставаться в безопасном пространстве аккаунта-домика.
В целом, компьютерные игры - это ещё один инструмент нашей реальности, социального взаимодействия.
Так когда же этот инструмент - начинает иметь над человеком власть и действовать ему не во благо, а во вред? Когда человеку следует бить тревогу:
а не зависимость ли это от компьютерных игр?
Когда не удовлетворяются основные человеческие потребности. Впервую очередь в еде, воде, сне, движении, гигиене. А вот компенсировать в игре недостаток: ощущения безопасности, предсказуемости, познаваемости внешнего мира.
А вот компенсировать в игре недостаток:
- ощущения безопасности, предсказуемости, познаваемости внешнего мира
- ощущения потребности в любви, семье, дружбе.
- потребности в уважении, признание в обществе, в школе, на работе.
- потребности в самореализации своих творческих способностей, талантов
- много легче, чем попробовать сбалансировать.
А что же делать, если потребности как будто бы страдают, но человек на это - не жалуется, ему - ок/норм?
Зачастую в жизни компьютерная игра служит способом снятия стресса, переключением или избеганием принятия решения накопившихся проблем, неразрешаемых ситуаций.
Ведь в игре - сложный, но вполне себе предсказуемый мир, работающий по определённым правилам, есть четкие рамки, структура, иерархия. Я могу в него зайти и выйти в любой момент.
Тогда как реальный мир может восприниматься непредсказуемым, сложным, многогранным и ненадежным. В реальном мире аккаунт не удалить и не начать всё заново.
Действительно, меру насыщения своей человеческой потребности может определить только сам человек, прислушавшись к себе. Что одному - нехватка, для другого может быть сверх меры. За другого - определить невозможно, а человек сам - не жалуется. Ему - нормально.
Что делать близким мужчины, зависшего в компьютерных играх?
Универсальный ответ:
заботиться о себе. Оказывать другому помощь без его запроса - сизифов труд. Человеку уже - хорошо, он - не жалуется.
Плохо - близким, значит и им стоит поисследовать, что именно - плохо, чем это ваше "плохо" можно заменить на «хорошо» и как.
Но ограничиться только заботой о себе, не разбираясь в причинах возникновения игровой зависимости близкого человека - невозможно. Определенно факт: здоровая социальная привязанность повреждена, важно исследовать ее аспекты и укрепить слабые места.
Но и тревогу, раздражение, досаду и обиду на близкого человека носить в себе - чревато. Приходите на консультацию, будем утилизировать сложные чувства и разбираться вместе.
__________
Автор статьи
Наталья Шестовицкая, психолог