Найти тему
Андрей Платонов

Беломорский купец Фёдор Михайлович Антонов: краткий пересказ доклада И.И.Устин

Доклад директора Кемского музея Ирины Ильиничны Устин привлек мое внимание после того, как я обнаружил, что речь в нем идет о тесте племянника моей прапрапрабабушки Елены Акимовны Миславской (Барской) киевского купца Петра Александровича Григоровича-Барского.

Хочется, чтобы люди больше знали о таких незаурядных соотечественниках, как Ф.М.Антонов, поэтому приведу краткий пересказ этого доклада. Нужно отметить, что большинство сведений в этом докладе почерпнуты из очерка Константина Гневнева "Купец Федор Антонов. Город Кемь" (см. также в книге Константина Гнетнева "Беломорканал: времена и судьбы").

Его отец, Михаил Иванович, был кемским купцом 2-й гильдии. Ему помогали сыновья Иван (1798 г.р.) и Федор (1802 г.р). В 1839 году, когда отец умер, братья поделили капитал и дело.

В 1823 г. 21-летний Федор разработал проект Беломорско-Балтийского водного сообщения и представил его главному начальнику Путей сообщения России. Трасса Беломорско-Балтийского канала, построенного лишь через 110 лет, отличается от его проекта только на 7-километровом отрезке своей 227-километровой протяженности (при соединении с Белым морем по речке Шижне, а не реке Выг).

В августе 1824 г. Федор провел лодки с рыбой из Сороки в Санкт-Петербург, тогда как раньше беломорскую рыбу там получали в ноябре по санному пути. только в ноябре. Напомню, ему исполнилось только 22 года.

Продолжая и в дальнейшем поставлять в столицу рыбу на лодках, он не оставлял попыток привлечь к этому проекту внимание государства. Обращаясь в Департамент мануфактур и внутренней торговли, в Министерство финансов, Антонов писал: «Употребить содействие к споспешествованию соединения морей Белого с Балтийским и внутренними системами посредством исправления хода по вышеупомянутым рекам Выгу и Телекинской и озерам... чем доставится жителям северного 143 края возможность размножить промыслы свои и несомнительный сбыт оных, а вместе с тем не токмо обеспечены будут достаточною платою за труд их, но умножением промыслов и дешевою ценою оных, вытеснится совершенно привоз норвегских сельдей». Министр финансов Егор Францевич Канкрин направил предписание северным генерал-губернаторам «войти в рассмотрение и соображение оного» проекта, но до практического воплощения этой идеи дело тогда не дошло.

В 1830 г. Ф.М. Антонов выступил с практичным планом государственного освоения и колонизации Шпицбергена, который тоже не был реализован.

В 1842 г. по предложению и при финансовой поддержке купца в Кеми открылись «Шкиперские курсы».

В 1870 г. Ф. Антонов и несколько других купцов создали Беломорско – Мурманское срочное пароходство. Закупив в Англии пароходы «Великий князь Алексей» и «Качалов», они открыли регулярные товарно-пассажирские перевозки между норвежским портом Вардё, Мурманском и Архангельском.

Происходили Антоновы из Осташкова, и писался Федор не только кемским, но и осташковским купцом.

Умер Ф.М. Антонов 13 октября 1873 года в Москве. Половину своего 110-тысячного капитала он завещал на постройку в Кеми Благовещенского собора.

Похоронен он в ограде старинного кемского Успенского собора. На гранитном памятнике выбита стихотворная эпитафия:
«На хладных тундры берегах
Под мраком северной природы
Провел в заботах и трудах
Своей ты молодости годы.
Когда ж и телом и умом
Окреп ты сильный и могучий,
Не мог ты жить в краю родном
С своей энергией кипучей.
Но не забыл ты край печальный
Всегда любил его душой
И в город Кемь на север дальний
Ты прах велел отправить свой.