Есть на Фиджи одна достопримечательность, официально внесенная в список всемирного наследия ЮНЕСКО, то есть объект, важный для всего человечества. Это Левука, старая столица и самый первый город страны. Многие государства часто предпринимают незаурядные лоббистские усилия для включение своих достопримечательностей в список ЮНЕСКО, хотя это приносит дополнительные хлопоты по охране и ограничения по использованию. Иметь такие объекты почетно и статусно, но из них трудно извлечь какую-то осязаемую пользу. Возможно, где-то они привлекают дополнительных туристов, но это точно не случай с Левукой. Даже Сува, современная столица Фиджи, находится далеко от каких-либо курортов и отнюдь не является туристическим магнитом, а уж старая столица... Она еще дальше от курортов, да и стоит на отдельном острове Овалу. Нужно туда или самолетом лететь или морем добираться… Короче говоря, я не уверен, что туристы посещают её хотя бы раз в неделю. Хотя, если бы не статус, то может туристов бы там вообще не было?
За год, проведенный на Фиджи, острого желания посетить Левуку я в себе не замечал. Но недавно страна отмечала День Независимости, в связи с чем в школе у детей были длинные четырехдневные выходные. Чтоб не торчать в Суве, мы с друзьями отправились на ближайший сравнительно бюджетный микро-курорт, на коралловый островок Лелувия. Дорога до него: примерно час на машине, потом сорок минут по морю, и вот он, кусочек рая в четыреста метров в длину, сто в ширину, а на нем шестнадцать бунгало для отдыхающих. И оказалось, что от Лелувии до Левуки остается всего сорок минут на катери! И персонал Лелувии с удовольствием готов нас туда скатать. Как тут не воспользоваться случаем, все ж таки список всемирного наследия?
Город Левука основали европейцы 200 лет назад, в 1820 году, качестве укрепленного порта и торгового форпоста. Остров Овалу довольно маленький, главная фиджийская земля Вити-Леву для него как материк, виднеющийся на горизонте. Однако именно здесь родился и набрал силу король Такомбау, сумевший покорить все 300 островов архипелага и большие и маленькие. Он, кстати, искоренил и каннибализм, хотя и не сразу. Все эти подвиги ему удалось совершить благодаря поддержке европейцев, а главным пунктом их взаимодействия стал город Левука, на землях, которые Такомбау предоставил своим «союзникам».
Итак, в субботу утром мы, группа желающих приобщиться к истории, сели в маленький быстроходный катерок и отправились. Алюминиевый катер с японским мотором давал в океане 40 км/ч. Может и миль/ч, точно не скажу, но цифры були такие. Он мог бы и больше, но сильно било о волны, можно было или за борт вылететь или позвоночник сломать. То справа, то слева, а также спереди и сзади водяные валы накручивались на рифы. JPS - навигатор у капитана показывал, что фарватер довольно узкий и извилистый. Вот как их предки тут плавали 200 лет назад без навигаторов и эхолотов? Не говоря уж про Магелланов, Тасманов и Беллинсгаузенов? Как можно в Тихом океане идти на паруснике ночью, не имея на борту радара? Это же сколько кораллов можно килем подавить?
Порт Левуки не имеет никакой бухты и развернут навстречу открытому океану. Но вода у берега удивительно спокойная, прибрежные рифы надежно прикрывают от волн. Подход к пирсу напомнил первую швартовку Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря». Не хватало только стражников на пирсе, требующих плату за стоянку. В Левуке все очень демократично, морская парковка бесплатна, лодки свободно швартуются к пирсу и к друг другу.
Выход с пирса в город охраняет железная ограда и калитка в половину человеческого роста.
В 1870 году Левука процветала. На набережной кипела жизнь. Работало более пятидесяти отелей, ресторанов, кава-баров и прочих горячих заведений, все это всего-то на протяжении одной мили. Сейчас местная Gloria Mundi давно уже sic transit, в смысле, что вся слава в прошлом. Перенос столицы и последующие 150 лет успокоили левукскую активность.
Гостиница в городе осталась одна, есть тройка, хм, назовем их «ресторанами» несколько сомнительных на вид… зато крайне дешевых, так что… Нам удалось все же найти место для обеда, и, скорее всего, оно такое одно.
Достопримечательности города из списка ЮНЕСКО. Конечно же прибрежная улица, которая практически не изменилась за 150 лет, только немного облезла. Выглядит она как американский городок на Диком Западе после спада золотой лихорадки и который железная дорога обошла стороной. Отличные локации, пригодные для съемки вестернов. Есть также исторический каменный пирс, к которому давно никто не швартуется, разрушенный до руин, и остатки паровых машин рядом с ним. И есть еще одна улица, более торжественная и официальная, на которой сохранились самые старые здания страны: ратуша, городской клуб, масонский клуб, контора порта и первая государственная школа. И еще около десятка церквей.
Во время нашего визита в городе проходил какой-то праздник и карнавал. Ездили разряженные машины, в парке крутились карусели, торговцы продавали кокосы и сладкую вату, и регбисты готовились схлестнуться в турнире. Какой же праздник на Фиджи без регби?
Вот собственно и все. Можно рядом с портом зайти в заведение, нечто среднее между книжным магазином и музеем, и почитать историю про императора Такомбау, и как он решил "добровольно" присоединится к британской короне.
Насыщеный ритм большого города очень утомляет. Через какое-то время хочется бежать на природу. Пока, Левука! Пора на пирс, на катер, в океан.