Интересная история произошла в Невеле в 1663 году. До жителей города стали доходить слухи, что на воеводу Ерофея Лутковского составлен донос и что под челобитной подписалось большинство жителей Невеля. В челобитной, якобы по просьбе горожан, просят убрать воеводу. Но сами горожане, ни сном, ни духом, об этом не ведают, и тем более, никакой документ не подписывали.
Вскоре, слухи стали приобретать материальную форму в лице зачинщиков данного действия. Ими оказались подьячие Яков Березин и его зять Петр Климов. Яков Березин, от греха подальше уехал в Великие Луки, а Петр Климов с доносом отправился в Москву.
Жители города возмутились и в ответ отправили в Москву встречную челобитную, где объясняли, что никаких жалоб на воеводу они не слали.
Прошло немного времени и в Невеле, в съезжей избе появилась та самая «изветная» челобитная. В ней воевода Ерофей Лутковский обвинялся во всех грехах: измена, халатное отношение к службе, и, конечно же, коррупция «собирал посулы себе и доправил правежи».
Началось разбирательство. Сам по себе факт написания челобитной проступком не являлся. На воевод жаловались многие: крестьяне, посадские люди, казаки, стрельцы. С жалобами разбирались и очень часто воевод наказывали. Проступком являлся подлог, а в данном случае, поддельные подписи горожан под жалобой.
Вызвали Петра Климова. Он заявил, что челобитную писали в Великих Луках и инициатором доноса был лучении Максим Бешенцев. Он и написал челобитную. Далее, Петр отправился в Невель к своему тестю Якову Березинну. Тот, несколько раз перечитал документ и подписал его. Потом, заговорщики, по словам Климова, стали звать к себе невельчан, чтобы они подписали челобитную.
Попа Михаила напоили, и тот подмахнул, подписав и за казаков. Дьякон Андрей Степанов подписал, не читая, и «руку приложил» за посадских людей. Поп Афанасий «приложился» за себя и дворцовых крестьян. И так делали большинство гостей Березина.
Петр Климов пошел по дворам. Зашел к полковнику Андрею Гулицу, и тот подписал за себя и своих «начальных людей». Подобную операцию Петр проделал с командиром невельской шляхты Турчиновым и с капитаном Львовым. По сути, Климов утверждал, что подписи собирал сам, а подделывали их другие. Говоря современным языком, переводил стрелки.
Устроили очную ставку с воеводой. И здесь заговорщик показания изменил. Челобитную писали в Великих Луках, но в Невеле Петр никаких подписей не собирал: «воровал и подписывал своею рукой». С доносом он отправился в Москву и остановился у невельчанина попа Григория.
Поп Григорий через стрелецких голов собирался отдать документ князю Семену Львову, человеку на Москве влиятельному. Скорее всего, вместо Ерофея Лутковского решили поставить своего человека, а челобитную использовать как аргумент для снятия воеводы. Жителей города « поимели в тёмную».
Но планам по смене воеводы не суждено было сбыться. Поп Григорий получает письмо из Невеля, что в городе не спокойно и жители отправили в Москву встречную челобитную. Заговорщики решили сдать назад. Григорий тормозит Климова, выкрадывает у него документ и отправляет его в Невель. Почему поп не уничтожил донос, непонятно, видимо решил, что в Невеле с ним поступят лучшим образом и дождутся более благоприятных времен для продолжения интриги.
Не получилось. Разобрались. Разобрались с помощью горожан. Воеводу Лутковского оставили в городе, что стало с зачинщиками интриги неизвестно.
История интересна тем, что жители города выступили не столько за своего воеводу, воевода здесь фон, сколько против того, чтобы их использовали для решения своих личных задач. Причем использовали «втемную», поделывая подписи и не советуясь с ними. На бурную реакцию жителей, заговорщики никак не рассчитывали. На этом и прокололись.
Автор : Михаил Фомичев