Найти тему

Что может стимулировать развитие речи у подростка с синдромом Дауна

Как я уже писала пару недель назад, октябрь - это Всемирный Месяц осведомленности о синдроме Дауна. Я благодарна всем, кто поддержал идею вопросов-ответов о подростке с синдромом Дауна, о его жизни, развитии, успехах и проблемах. После первых тем вопросы не закончились и я с удовольствием продолжаю на них отвечать.

Краткая информация для тех, кто с нами еще не знаком. Я - мама ребенка с синдромом Дауна. Это наш младший сын, ему в октябре будет 15 лет. Он учится в 8 классе коррекционной школы. Умеет читать, писать, считать, полностью себя обслуживает, помогает по дому, умеет немного готовить, любит компьютерные игры, мечтает стать блогером.

Вопрос: Всегда считала, что прямое общение лучше стимулирует развитие речи, чем чтение или телевизор. Еще мне интересно, вот ты выбираешь для чтения довольно сложные тексты для понимания. Ведь очень сложно Саве понять о чем он читает, если речь идет об историческом произведении, о войне и т.д. Не получается ли тогда просто механическое воспроизведение текста без понимания сути. Может было бы более эффективно читать сказки, рассказы о животных, чтобы Сава понимал о чем читает?

Ответ: Постоянные читатели уже знаю, что почти год по воскресеньям Сава читает вслух на камеру отрывок из какого либо произведения. Это у нас такая рубрика - "Загадки от Савы". Придумала я ее, что бы убить сразу несколько зайцев. Если сравнить Савино чтение год назад и сейчас, то разница будет колоссальная. Вы конечно понимаете, что для достижения хорошего результата нужны постоянные тренировки. А еще желательно любой текст прочитывать не на один раз. Как и всякий ребенок, наш сын любит по филонить, а уж уговорить его прочитать текст два-три раза, это надо приложить не мало усилий. И тут мне на выручку пришли вы, дорогие мои подписчики. Сава обрадовался, что будет загадывать загадки взрослым тетям и дядям, а я убедила его, что читать надо красиво и понятно. Первое время я давала ему знакомые рассказы, и мы их читали два раза. Первый Сава репетировал, а второй читал на камеру. Когда сын втянулся, я стала брать незнакомые ему тексты. Теперь у нас было тройное чтение. Сначала текст ему читала я , а Сава следил глазами и карандашом. Потом он читал сам, а дальше записывали на камеру. Я соглашусь с автором вопроса, что некоторые тексты сложные и читаются сыном механически. Но именно по этому мы прочитываем их несколько раз. Сначала с текстом знакомимся, когда читаю я. Во время чтения объясняю ему сложные места. Если вижу, что понимания нет совсем, не вдалбливаю понятия. Пусть он пока знакомится с новыми словами на слух. Затем Сава начинает читать и слышит себя, учится эти незнакомые слова проговаривать. В работу включаются голова, глаза, уши, рот. Это хорошая тренировка для отработки звуков, для зрительной памяти. Я когда-то прочитала про интересную методику. Что бы ребенок улучшил свою грамотность, он должен каждый день 15 минут читать вслух любой текст. Но читать так, как написано, а не так, как мы привыкли говорить, что бы потом писал "потому что", а не "патамушта".

Второй момент - это наши учебники в коррекционной школе. Вот страничка из литературы.

-2

Ни кто не будет адаптировать под нас эти учебники, а вот пересказ автобиографии будут спрашивать. И я должна буду как-то объяснить сыну что такое "дуэль" и "правящая верхушка", да и многое другое. Или вот учебник географии.

-3

Текст вроде бы проще, но за-то довольно большой объем информации. К концу параграфа у Савы в голове будет каша. Но когда прочитаны и другие книги, где встречались слова Африка, пустыня, верблюд, климат, влага и т.д., были краткие объяснения этих понятий, тогда более сложные для понимания слова в сочетании со знакомыми он начинает воспринимать, улавливает связь. Есть еще такой момент. Наши дети, если так можно выразиться, не гибкие, им сложно воспринимать понятия, обобщать. Например для них дом - это четыре стены, окно, дверь, крыша, труба. Но ведь и избушка такая же, и лачуга, и хижина. А например брюки - это штаны, портки, джинсы, шаровары. Что бы это все улавливать, надо это прочитывать в разных произведениях.

Еще один "заяц" - это заинтересовать его новой книгой. Есть у детей с синдромом Дауна такой "моментик". Понравилась ему одна сказка, и он может "зависнуть" на ней очень надолго, а от нового будет упорно отказываться. А тут я заметила такую вещь. Читаем мы для вас отрывок, потом он берет книгу в свою комнату и продолжает читать для Алисы. Пусть немного, пару страничек, но сам, по своему желанию. Вот недавно читали сборник рассказов Носова, теперь он их читает себе перед сном.

-4

Да, пока он многое не понимает, а что-то просто не может мне объяснить. С выражением мыслей у Савы пока большие трудности. Но многие слова он вдруг начал применять в бытовой речи. Особенно это забавно звучит, когда слова взяты из сказки или классический литературы. Я обалдела, когда он мне после обеда с поклоном вылепил "Благодарствую, маменька", но ведь где-то услышал или прочитал, запомнил, значит и другие слова откладываются у него где-то на подкорочку. А сказки, рассказы о животный, о детях мы продолжаем читать. Я не смотрю на то, что они для маленьких детей, для начальной школы. У него до сих пор остаются любимыми сказки Сутеева, которые он уже наизусть знает, но с удовольствием перечитывает, особенно любит, когда мы с ним читаем их по ролям. И в этом тоже свой плюс, потому что он следит за текстом, выбирает именно свой кусочек. Это ему и в школе помогает не ошибаться, когда они ставят спектакли к праздникам.

Честно говоря, я порой сама не знаю, почему поступаю так или иначе. Педагогического образования у меня нет. Опыт воспитания четверых детей, куча книг и желание достучаться до Савки - вот "мои документы". Оглядываясь назад, я порой понимаю, что вот сейчас многое бы сделала по другому. Что-то пробую менять, но переучивать всегда в разы сложнее, а ломать Савку не хочется. Так что довольствуемся тем, что есть и по возможности нарабатываем что-то новое.

Ваши вопросы заставили задуматься о многих вещах, окунули в воспоминания, и я всем вам очень признательна за помощь. Жду новых, даже когда закончится октябрь, потому что так вы подкидываете новые темы для разговора, да и блог развивается. Надеюсь, мои ответы будут кому-то полезны.