Часто говорят, что для понимания настоящего мы должны понять прошлое. Ибо история — наш величайший учитель, и единственное, чему она нас учит, — это тому, что человечество подвержено ошибкам.
Наше прошлое в такой же степени определяется истинами, которые мы открыли, как и ошибками, по которым мы жили. Но, хотя признать ошибки прошлых поколений может быть легко, гораздо труднее увидеть ошибки в наших собственных поступках, и по этой причине мы должны быть готовы постоянно подвергать сомнению известное.
✅В этой и последующих статьях мы собираемся применить этот скептический подход к сфере политики, исследуя идеи итальянского философа-антипода Никколо Макиавелли.
Макиавелли родился в 1469 году и служил дипломатом, политиком и командиром флорентийского ополчения, но его политическая жизнь была прервана обвинением в заговоре против него в 1513 году. После пыток, но так и не признавшись, Макиавелли был освобождён, ушёл из политики и провёл остаток своей жизни, сосредоточившись на своих трудах.
Будучи проницательным наблюдателем политической стороны человека, Макиавелли считал, что большинство людей глубоко заблуждаются относительно истинной природы политики, и это заблуждение укоренилось по сей день.
Эти макиавеллистские идеи, которые мы собираемся обсудить, кому-то могут показаться ересью, но это идеи, достойные нашего рассмотрения, потому что если в них есть правда, то это может радикально изменить наш подход к политическому миру и то, как мы стремимся к свободе, или, как пишет Джеймс Бернхэм в своей книге «Макиавеллисты»:
«Если бы политические истины, изложенные Макиавелли или приближенные к ним, были широко известны людям, успех тирании и всех других форм репрессивного политического правления стал бы гораздо менее вероятным. В обществе была бы возможна более глубокая свобода, чем считал достижимой сам Макиавелли». (Джеймс Бернхэм, «Макиавеллисты»).
Первый шаг к более точному пониманию природы политики — признать, как часто нам не удается отделить реальное от идеального в наших формулировках всего политического. Вместо того чтобы обращаться к абстрактным теориям философов или к идеалистическим представлениям, исходящим из уст политиков, нам нужно посмотреть на то, как люди действуют в политической сфере.
Другими словами, нам нужно отделить наши пожелания относительно того, как должна работать политика, от реальности того, как она работает. Это было одной из главных целей Макиавелли при написании его самого известного произведения «Принц», или, как он объясняет:
«… поскольку я намереваюсь написать вещь, которая будет полезна тому, кто её постигнет, мне кажется более уместным следовать реальной сути дела, чем воображению; ибо многие рисовали республики и княжества, которые на самом деле никогда не были известны или замечены, потому что то, как человек живёт, настолько далеко от того, как он должен жить, что тот, кто пренебрегает тем, что делается ради того, что должно быть сделано, скорее приведёт к своей гибели, чем к сохранению…» (Никколо Макиавелли, «Принц»).
Суть политики, согласно Макиавелли, заключается не в стремлении к хорошему обществу, реализации всеобщего благосостояния и, по сути, не в механизме максимизации социального благосостояния или социального сотрудничества.
Некоторые формы политической организации могут способствовать достижению этих целей, в то время как другие полностью им противоречат, но что определяет политику во все века и во всех её проявлениях, так это то, что это сфера, где мужчины и женщины открыто и скрыто соревнуются за власть и контроль над другими. Основная цель политика или любого члена правящей элиты всегда одна и та же — укрепить, приумножить и преумножить свою власть.
Эта борьба за социальную власть — не игра, в которой мы все участвуем, и это приводит к ещё одному из принципов Макиавелли о природе политики и её влиянии на общество. Общество, согласно Макиавелли, всегда делится на два класса: правителей и управляемых, или, как пишет Бернхэм:
«[Правящий класс], всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые приносит власть, тогда как [управляемый], более многочисленный класс, направляется и контролируется первым способом, который то более или менее законен, то более или менее произволен и жесток, и обеспечивает первых… материальными средствами к существованию и инструментами, необходимыми для жизнеспособности политического организма» (Джеймс Бернхэм, «Макиавеллисты»).
Продолжение в следующем выпуске.
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа