Признаюсь честно, это моя первая статья о парке львов «Тайган», известном на всю страну. Но промолчать в сложившейся ситуации я не смогла. Потому что событие, произошедшее 16 октября 2024 года, меня (как, наверное, и всех) потрясло.
В этот день знаменитая «мама Ляля», сотрудница зоопарка, которая спасла и выкормила не одну сотню брошенных животных, скончалась. Произошло это в клетке с львами, в которые она зашла, чтобы убраться.
Подробностей сейчас публикуют много. Но не в них суть. Трудно унять боль, потому что Леокадия была добрым и светлым человеком, любившим и людей, и животных. И посвятившей своему делу почти всю жизнь.
Почему так произошло?
Когда говорят о крымском сафари-парке «Тайган», многие сразу вспоминают его хозяина — Олега Зубкова, которого называют «человеком-львом». Видеоролики, где он обнимает, целует и играет с хищниками, облетели всю страну. Люди со всех уголков России приезжали в «Тайган», чтобы своими глазами увидеть этот уникальный феномен: парк, где звери и человек живут в гармонии и понимают друг друга с полуслова.
Но за внешним великолепием скрывалась неоднозначная репутация: Зубков прошёл через сотни судов, многие его критикуют за рискованные методы обращения с животными.
И вот теперь гибель Леокадии Переваловой. Все знали ее просто как маму Лялю, и только теперь во всеуслышание прозвучала ее фамилия.
Когда ошибка стала роковой
Леокадию Владимировну нашли утром 16 октября в вольере с тремя львами. Помощь уже была бесполезна: травмы оказались несовместимы с жизнью. Позже выяснилось, что Ляля зашла к хищникам, не закрыв засов на двери между двумя частями клетки (вольер разделен на две части, сотрудники зоопарка закрывают зверей в одной части, чтобы убраться, а потом перегоняют животных, закрывают и убираются в другой части).
Эта ошибка стоила ей жизни.
Казалось, что такое могло случиться с кем угодно, но только не с ней. Леокадия проработала в «Тайгане» с самого основания и знала, как обращаться с каждым питомцем. Она умела чувствовать их настроение, понимала повадки, но… Произошло то, что произошло.
Любви хватало на всех
Леокадию называли «всехней мамой». За годы работы она стала настоящим символом парка. Высокая, худая, со светлыми лучистыми глазами и с доброй улыбкой, она умела находить подход к каждому животному.
В 2006 году, когда «Тайган» только начинал свою историю на месте старой военной базы, Леокадия была одной из первых, кто пришёл сюда работать.
«Она прошла с нами все этапы создания парка», — вспоминал Олег Зубков. Её забота и любовь к животным не знали границ.
Она спасала детёнышей, которых матери отказывались выкармливать. Например, однажды Леокадия спасла гамадриленка Люсю, от которой отказала ее стая. Обезьянке грозила верная смерть, но добрые руки Ляли успели вовремя забрать ее от враждебно настроенных родственников.
И теперь Люське два с половиной года, она умна и красива, живет в парке как настоящая принцесса животного царства.
Это была не единственная история спасения: и львёнок, и ягуарчик, и другие зверята находили у неё теплоту и заботу. Она брала их домой, вставала ночью, чтобы покормить, и возвращала в парк окрепшими и здоровыми. Когда она расставалась с подросшими малышами, на смену им всегда приходили новые, нуждающиеся в её заботе.
Забота, требующая труда
Работа с животными — это не только ласка и игры. Это ежедневные заботы: кормление, уборка, лечение, поддержание порядка в вольерах. Леокадию видели с ведром и метлой чаще, чем с плюшевыми львятами на руках. Её труд был тяжёлым, но она не жаловалась. «Это адский труд, — говорила она, — но ведь это и счастье».
В её жизни счастье было разноцветным: чёрное, бурое, пятнистое, полосатое. Оно ластилось, мурчало, кусалось, стучало коготками. Она не выбирала, кого любить: для неё не имело значения, будет это львёнок, страусенок или орангутанг Дана — её любви хватало на всех.
Олег Зубков и «Тайган» — сказка с обратной стороной
Парк «Тайган» всегда был особенным местом. Люди приезжали сюда, чтобы прикоснуться к мечте — увидеть, как человек и звери могут жить вместе. Некоторые даже говорили, что попали в настоящий рай. Ведь только в раю звери понимали людей и не испытывали к ним вражду.
Но, видимо, создать рай на земле невозможно. Даже если очень этого захотеть.
Олег Зубков — человек сложный и противоречивый, но нельзя отрицать факт того, что он смог создать в Крыму особенное место, посадить удивительные деревья и растения, привезти экзотических животных.
Конечно, не все им восхищались. Задиристый и острый на язык Зубков наживал врагов чрезвычайно легко. Судебные разбирательства, многочисленные жалобы на условия содержания животных, обвинения в нарушениях безопасности — Зубкову приходилось бороться с критикой так же активно, как он обнимал своих львов.
Теперь «Тайган» обсуждают снова, но повод далеко не радостный.
Гибель Леокадии — это напоминание о том, что львы, как бы ни казалось, что они приручены, остаются хищниками.
Они животные. И они не виноваты в этом. Просто у них суть такая: они живут инстинктами. Поэтому их нельзя судить по человеческим меркам.
И об этом мы должны помнить.
Горькая правда свидетельствует о том, что для таких опытных и знающих людей, как мама Ляля, опасность всегда рядом. И любая ошибка может стоить слишком дорого.
Больно и обидно, что так произошло. Если честно, то до сих пор не могу понять, что это случилось на самом деле.
Мама Ляля стала для многих родным человеком. И поэтому ее смерть воспринимается еще тяжелее.
Но, значит, такова судьба.
Царствие Небесное доброму человеку!
Пусть такое не повторится больше ни в одном зоопарке!