Найти тему
Большой Меломанский

Nakamichi DRAGON - Автоазимут или как работает система Автоматического Азимута

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Тут такая история. Пообещал подписчику расссказать, как этот Азимут Контрол работает. А сам уже с неделю пишу о чем угодно, но не о нем.

Но сегодня мы это исправим.

Причем еще расскажу, как я его однажды с ума свел.

В общем представляю вам легенду кассестного звуковоспроизведения

Накамичи Драгон

источник фото https://www.hifi-wiki.de/index.php/Nakamichi_DRAGON

Помните как в 80х годах было?

Ни у кого в СССР не было эталонной юстировчной кассеты.

А потому азимут в каждого был свой. И от кассеты к кассете он менялся.

А писали новые записи по старой кассете, которая была последней перед записью в магнитофоне.

У меня у самого такая же огромная коллекция.

На одних кассетах азимут такой, на других другой.

От этого жутко обидно фирменную деку покупать. Принесешь ее домой. А она новые записи, которые сама сделала играет супер.

А вот старые ставишь. А там... Азимут мимо.

И вот зачем я дорогую деку купил, если у нее верха нет на 90 процентах моей аудио-коллекции?

Но как-то раз купил я себе Накамичи Драгон.

Принес. Поставил. Ставлю любимую кассету. Включаю.

Так еще попало, что запись на середине песни.

И вот верха нет. Но вот проходит буквально 3 секунды. И опа. Верх есть!!!

Я потом другую кассету ставлю. А там так же. 3 секунды и все звучит.

Кайф.

Но нам всем было жжуть как интересно узнать, а как же она это делает?

Как определяет где азимут? Как его выставляет?

Ботаник у меня он как Док Браун из Назад В Будущее.

Сначала нафантазирует про Переносную Телестудию, про экологию, и еще про всякое, из самых бурных прогнозов теле-новостей.

А потом смотрит, а ларчик в 10 раз проще открывается.

Так и тут вышло. Были такие горячие версии про микроконтроллер, что ищет по макисмальной отдаче на верхах, и при этом в процессе поиска, чтобы слушатель рысканье не слышал, придерживает верха эквалайером.

Там настроек-то записи хватает. И одна из них как раз АЧХ по верхам правит.

И вот по этой же аналогии. Рыскает, сравнивает, и динамически прижимает ВЧ, чтобы слушатель не заметил рысканий.

Но позже оказалось, что все проще.

Помните как там на ленте запись устроена? Есть дорожка правого канала, потом некоторое расстояние, и далее дорожка левого канала.

При этом расстояние маленькое.

Если туда поставить дополнительный зазор. Ровно на ширину этого расстояния.

То при правильном азимуте там будет тишина. А вот если азимут сбит, то на данном дополнительном канале появится сигнал. Он будет считывать дорожку с записью.

А этого быть не должно. Мотор начнет откручивать головку в сторону. Чтобы убрать сигнал с этого дополнительного зазора.

Такой же зазор добавлен и на внешнем краю. Чтобы и там никуда не улететь.

Таким образом головка 4х дорожечная. 2 доп дорожки при этом не должны считывать звук.

Если они его считывают, значит азимут сбит, и значит мотор головки его откручивает, пока сигнал на этих дорожках не пропадет.

С точки зрения надежности система своебразная. Если сломается, то аппарат будет думать, что все хорошо.

Но пока все исправно, там и правда все хорошо.

В общем все оказалось просто. Но ровно до момента, когда я туда моно запись поставил.

Ведь один из каналов он по середине между дорожками правого и левого.

А тут ведь как выходит? Если дорожка моно... То там звук есть всегда.

Ну и аппарат начинает биться в истерике. Не зная как открутить сигнал.

Он крутит крутит. Потом у него на втором канале тоже сигнал лезет. Он дергается назад. На одном канале пропало на другом нет. Он снова дергается. И так в истерике до треска мотора и мечется.

Но еще хуже дело, когда стерео головка записи на другой деке изношена.

Оказывается в это время зазор шире становится и в ширину, и в высоту.

И если ширина ведет к спаду по Верхам. То оказывается что высота - в общем головка начинает прописывать сигнал в соседний канал. И стык между дорожками тоже пропадает.

И этот Автоазимут снова начинает биться в истерике как малохольный.

С таким долом на записях из СССР народ тоже сталкивался и при том часто.

У меня тоже есть такие кассеты. Вроде запись стерео, а Драгон с нее все равно бесится.

Но в остальное время на нормальных Стерео-Записях - отличная вещь!!! Этот автоазимут это прям сказка. Радовал он меня сильно.

Я может сейчас снова Драгона куплю. Есть мысль. И есть предложение. Но в этот раз если куплю, то уже не продам!!!

Вот такие дела.

Спасибо, что вы со мной!!!

***