Нескучный пост про цифры и статистику. Вас ждут чертовски интересные, местами просто шокирующие цифры. Просто следите за мыслью.
В стране 9 из 10 новых машин – электрические
В августе Норвегия установила новый мировой рекорд популярности электричек – 94% проданных в этом месяце новых автомобиля подключаются к розетке. При этом доля подключаемых гибридов – мизерная, почти все машины (10,5 тысяч) это чистые электрокары. Можно переименовывать страну в Тесляндию. А традиционных и дизельных машин купили ещё вдвое меньше, чем гибридов, то есть всего две сотни на всю страну.
И если вы думаете, что это в одном конкретном августе случилось какое-то коллективное помутнение или вообще объявили Рагнарёк (конец света в скандинавской мифологии), отчего норвежцы потеряли рассудок, то это не так. Потому что за текущий неполный год ситуация примерно такая же: 87% новых машин электрические.
Не благодаря, а вопреки
Значит, в Норвегии, должно быть, дёшево содержать электричку. А вот ничего подобного – в этой стране самая высокая цена электричества во всём Евросоюзе! Зарядить Tesla Model 3 на 100 км пути стоит там почти 19 евро, то есть 2000 рублей на наши деньги. Для сравнения: в Дании или Германии это обойдётся примерно в вдвое дешевле – чуть меньше 9 евро (1000 рублей).
Но ведь у викингов самая высокая в Европе средняя зарплата – возразите вы! И снова обратимся к статистике: по данным издания Ceoworld, самая высокая в Европе (и заодно в мире) зарплата с большим отрывом от всех – у Швейцарцев. Норвегия только на пятом месте и там получают столько же денег, как и в Дании с дешёвым электричеством. А швейцарцам зарядка электромобилей обходится даже дешевле, чем датчанам!
Может быть, тогда норвежцам государство дало такие жирные субсидии и льготы на приобретение эксплуатацию электричек, что устоять невозможно, даже несмотря на дорогущее электричество? Давайте посмотрим.
- 50% скидка на платные дороги и паромы (норвежцы используют их наравне с платными трассами)
- сниженные одни налоги и освобождение от других, связанных с покупкой и владением автомобилем
- да больше ничего существенного
Почему же тогда все викинги выбирают электромобили?
То есть бесплатной парковки и зарядки в городах нет (но может местами встречаться по инициативе местных властей), с автобусными полосами то же самое, госсубсидий на покупку электромобилей нет. И тем не менее, государственная политика такова, что к 2025 году Норвегия поставила себе цель, что вообще всего новые автомобили будут электрическими или в значительной мере электрифицированными.
Это достигается через развитую сеть зарядок (хотя длинные очереди к публичным розеткам все еще случаются), пропаганду, щедрые субсидии и привилегии владельцам электричек в прошлые годы, а также через экономическое притеснение владельцев обычных машин в настоящее время. Иными словами, норвежцев сначала прикормили, а сейчас им и выбора не осталось.
Напоследок ещё один интересный факт: почти 90% электроэнергии в стране генерируется гидроэлектростанциями, которых в больших и малых формах существует почти 1,8 тысяч. Поэтому можно сказать, что электрическая мобильность в Норвегии – действительно чистая. А не как в большинстве стран: здесь сожгли бочку газа, чтобы чуть поодаль с важным лицом спасителя белых медведей прокатиться без дыма из-под заднего бампера на Тесле или Сяоми.
Как думаете, куда норвежцев приведёт эта их одержимость электромобильностью – в Вальгаллу или в бесконечные очереди к розетке и повернувшие вспять из-за нагрузки от ГЭС реки? Прошу в комментарии!