Найти в Дзене
Альпина Паблишер

За что мы любим и ненавидим Федора Достоевского

Оглавление

До того, как стать признанной частью мирового литературного канона, книги Федора Достоевского становились объектом жарких споров и критики. Особенности его стиля и диалектики, личной философии и мировоззрения вызывали признание у одних читателей и резкое неприятие у других. В этом материале мы рассмотрим, почему Достоевский, несмотря на свой огромный вклад в русскую и мировую литературу, так часто становился мишенью для критики.

Дарим читателям Дзена промокод ДЗЕН20 — он дает скидку 20% на все книги в интернет-магазине «Альпины».

Психологизм персонажей

Достоевский обладал талантом раскрывать сложные душевные состояния своих героев через призму художественного текста. Вирджиния Вулф, одна из ключевых фигур модернистской литературы, высоко оценивала мастерство Достоевского в области психологического анализа. Она отмечала его способность улавливать и изображать самые тонкие и сложные состояния ума, а также умение раскрывать «мрачный и многолюдный подпольный мир человеческого сознания».

Одним из ключевых инструментов, которые Достоевский использовал для достижения этой цели, были развернутые внутренние монологи персонажей. Они погружали читателя в глубины сознания героев, помогая понять их мотивации, страхи, надежды и противоречия. Такой подход не только делал Родиона Раскольникова, Алексея Ивановича, Макара Девушкина и Настасьи Филипповны более объемными и реалистичными, но и позволял читателю почувствовать себя непосредственным свидетелем сложных психологических процессов.

Универсальные темы

Несмотря на то что произведения Достоевского глубоко укоренены в российском контексте, они затрагивают фундаментальные вопросы человеческого бытия, которые актуальны и понятны читателям во всем мире. Одной из ключевых в его работах была тема свободы и ответственности. Это ярко проявляется в «Преступлении и наказании» — роман поднимает вопросы о границах человеческой свободы и неизбежности ответственности за свои действия. В «Братьях Карамазовых» путь Дмитрия Карамазова к принятию незаслуженного наказания отражает универсальную тему искупления, личной и коллективной вины. В романе «Идиот» князь Мышкин пытается жить по высшим нравственным принципам в несовершенном мире. Все эти темы находят отклик у читателей, сталкивающихся с подобными вызовами в повседневной жизни.

Стилистическое новаторство

Творчество Достоевского обогатило мировую литературу оригинальными повествовательными техниками и структурными решениями в жанре романа:

  • Смешение жанров. Писатель использовал сочетание разных жанров в рамках одного произведения: реализма с элементами готического детектива, любовного романа с философским трактатом. Например, в «Преступлении и наказании» реалистичные декорации Петербурга дополнены готической мрачной атмосферой и детективной линией.
  • Двойники. Достоевский использовал прием двойничества для раскрытия многогранности человеческой личности. Это новаторское решение позволило глубже исследовать внутренние конфликты персонажей. Двойники в его произведениях часто воплощают разные аспекты личности главного героя, наглядно демонстрируя сложность человеческой природы.
  • Полифонический роман. В романах Достоевского голос и сознание автора равноправны голосу и сознанию героев. Это создает многомерное повествование с множеством точек зрения. Так, в романе «Братья Карамазовы» через индивидуальный голос каждого персонажа раскрывается его философия: христианская вера Алеши Карамазова, рационализм Ивана, страсть Дмитрия, гедонизм Федора Павловича. На основе романов писателя литературовед Михаил Бахтин ввел в литературу понятие полифонического романа.
  • Нелинейная структура. Достоевский часто использовал сложную, нелинейную структуру повествования, показывая события прошлого и добавляя эпизоды из будущего для напряжения и глубины сюжета. Много флешбэков содержит роман «Идиот» — они иллюстрируют прошлое князя Мышкина и период его лечения в Швейцарии.
  • Открытый финал. Достоевский предпочитал оставлять читателю пространство для размышлений и интерпретаций. Хотя роман «Преступление и наказание» заканчивается признанием Раскольникова и его отправкой на каторгу, внутреннее преображение героя в этот момент только начинается. Достоевский намекает на возможность его духовного возрождения, но не показывает этот процесс полностью. «Подросток» также заканчивается тем, что главный герой Аркадий Долгорукий остается в процессе формирования собственных личности и мировоззрения. Его будущее и взаимоотношения с семьей остаются неопределенными.

Социальная критика

Произведения Достоевского отражают и критикуют многие социальные проблемы России XIX века. Бедность, социальное неравенство, алкоголизм, проституция, крепостное право, нигилизм, революционные идеи, проблемы образования, недостатки судебной системы, психические заболевания, западничество и славянофильство, роль религии, детская бедность, ростовщичество, азартные игры, эксплуатация женщин и детей. Одним из первых об этом качестве книг Достоевского написал Виссарион Белинский, назвавший повесть «Бедные люди» «первым у нас опыте социального романа».

Достоевский не только описывал эти проблемы, но и глубоко анализировал их психологические и философские аспекты, показывал их влияние на человеческую душу и общество.

Достоевского уважали читатели, но не очень любили коллеги по цеху. Тургенев считал, что тот ведет себя слишком заносчиво, и их противостояние было взаимным. Толстой отмечал, что в его романах все слишком запутанно и любовь к его произведениям напрасна — хотя после смерти Достоевского признавался: «Достоевский был для меня дорогой человек и, может быть, единственный, которого я мог бы спросить о многом и который бы мне на многое мог ответить». За что еще критиковали писателя?

Содержание важнее формы

Достоевского обвиняли в пренебрежении литературной формой в пользу содержания. Та же Вирджиния Вулф была разочарована индифферентностью писателя к форме, его эстетической небрежностью и преувеличенными эмоциями.

«Ненавижу вашего Достоевского!» — писал Иван Бунин. Он клеймил автора за неряшливый, искусственный язык, которым, по его мнению, никто никогда не говорил и не говорит в реальности. Особое раздражение вызывали у Бунина назойливые повторения и утомительные длинноты, перемежающиеся с косноязычием и неумелым выражением мыслей. Андрей Белый писал, что художественная форма «вовсе выпадает, вываливается у Достоевского. В этом смысле Достоевский ужасен; если сравнить его с Шекспиром, Гете, Данте, Эсхилом, то может показаться, что Достоевский никогда не был художником». А Михаил Бахтин критически подчеркивал, что исключительное внимание к внутренним конфликтам и экзистенциальным проблемам приводило писателя к игнорированию важных сторон реальной жизни.

Мрачные темы

Бунин также обвинял Достоевского в навязчивом акцентировании внимания на неприятных аспектах жизни, называя его прозу «душевной блевотиной». Не обошел он стороной и манерность изложения, подчеркивая неестественность и надуманность сюжетов и ситуаций. Владимир Ленин называл «Записки из мёртвого дома» «непревзойденным произведением русской и мировой художественной литературы», но вот самого автора — «омерзительным, но гениальным». Другие критики находили произведения писателя мрачными и депрессивными, тяжелыми для восприятия. Александр Островский уверял, что не может читать Достоевского, потому что «голова разболится, нервы расстроятся», а писатель и публицист Глеб Успенский писал: «Достоевского я прямо боюсь: боюсь его глаз, измученных и мучительных».

Сентиментальность

Владимир Набоков обвинял писателя в излишней сентиментальности, безвкусице и идеализации простого человека. Ему не нравилось «бесконечное копание в душах людей с префрейдовскими комплексами и упоение трагедией растоптанного человеческого достоинства». А Эдуард Лимонов посвятил одну из глав книги «Священные монстры» творчеству Достоевского. В ней он отметил, что ему лично «нравятся первые сто страниц „Преступления и наказания“. Очень сильно! Но дальше, к сожалению, идут сопли и слюни, и их очень изобильно».

Дурная репутация

Лимонов имел и другую претензию к творчеству Федора Михайловича. Ему казалось, что благодаря Достоевскому на Западе сложился определенный портрет русского человека: «На Западе считают, что Достоевский лучше всех сообщил в словах о русской душе и изобразил русских. Это неверно. Истеричные, плачущие, кричащие, болтающие без умолку часами, сморкающиеся и богохульствующие — население его книг — Достоевские. Особый народ: достоевцы. С русскими у них мало общего. Разве только то, что они живут в русских городах — Санкт-Петербургах и прочих, на русских улицах, ходят по Невскому, и только».

Непоследовательность взглядов

Достоевского критиковали за непоследовательность в политических и философских взглядах. В разное время Достоевского называли ретроградом и реакционером, шовинистом и антисемитом. Но доподлинно известно лишь о том, что он состоял в кружке петрашевцев, за что был приговорен к смертной казни. А после замены смертной казни каторгой стал убежденным монархистом. Во время ссылки в Сибирь он обратился к консервативным политическим взглядам и выражал в своих произведениях идеи важности нравственного и духовного преобразования.

Достоевский остается одной из самых противоречивых фигур в мировой литературе: его произведения, глубоко проникающие в психологию человеческой души, вызывают одновременно восхищение и критику. Тем не менее, именно эта двойственность и неоднозначность творческого наследия делает его фигуру неизменно притягательной для читателей и критиков по сей день.

Дарим читателям Дзена промокод ДЗЕН20 — он дает скидку 20% на все книги в интернет-магазине «Альпины».

💙 Подписывайтесь на Дзен «Альпины», чтобы быть с нами на одной волне!