Мы продолжаем разбор статьи З. Фрейда "Анимизм, магия и всемогущество мыслей" в собирательной работе "Тотем и табу".
Третья глава начинается с пояснения Фрейда о том, что название "всемогущество мыслей" он позаимствовал из суждения одного своего больного. Анализант по прохождении психоаналитического лечения обозначил состояние своего недуга именно таким выражением. Суть же его проблемы заключалась, например, в том, что стоило ему о ком-то подумать, он тут же встречал этого человека - словно мыслями призывал его; если из уст анализанта даже в шутки изливалось какое-либо проклятие на другого человека, то тот вскоре умирал, за что потом больной винил себя.
Отчетливее всего "всемогущество мыслей", как отмечает З. Фрейд, проявляет себя в неврозе навязчивости. Но и при других неврозах психоанализ обнаруживает подобное состояние. Решающим фактором для образования такого симптома служит реальность мышления, а не реальность переживания.
Фрейд пишет, что невротики живут в особенном мире, где наибольшую ценность представляет "невротическая валюта" - под этим следует понимать, что на них оказывает наибольшее влияние только то, что составляет предмет аффективного представления и интенсивного мышления, при этом согласие с внешней реальностью становится уже второстепенным условием. Истерик, например, в своих припадках повторяет и фиксирует своими симптомами переживания, которые происходили только в его фантазии, хотя при помощи анализа удается выяснить, что они все же имели отношения к определенным реальным событиям, или же были сконфигурированы из таких событий. Больной же неврозом навязчивости угнетен сознанием собственной виновности, при этом он всегда вел себя крайне деликатно и осторожно. Но все же его чувство вины обосновано: оно, как было и ранее указано, находит причину в его недобрых желаниях по отношению к другим, например, частому желанию другому смерти, хотя в иной раз будет подчеркнуто, что такие желания пробуждаются бессознательно. Итак, в расчет принимаются бессознательные мысли, а не преднамеренные поступки. На этих пример действительно наблюдается то самое всемогущество мыслей невротика - завышенная оценка психических процессов в сравнении с реальностью. Если же невротика, как заверяет З. Фрейд, подвергнуть аналитическому лечению, то он не сможет поверить, что мысли свободны, будет бояться выразить дурные желания, как будто бы из-за их произношения они исполнятся. И именно подобным поведением, которое так близко граничит с суеверием, он демонстрирует свое сходство с первобытным человеком, который верил в возможность менять мир только при помощи собственных мыслей.
Первоначальные навязчивые действия больных носят истинно магический характер. Это действия, которые если и не являются колдовством, то направлены на противодействие некому колдовству, которое должно привести к какому-то несчастью. Фрейд уверяет, что именно с подобного обычно и начинается невроз. По опыту З. Фрейда всякий раз подобное несчастье подразумевало в своем содержании. Была также высказана мысль, что впечатление, которое производит на человека смерть, также формирует характеризующие анимизм представления о духах и демонах. Защитные схемы при неврозе навязчивости также являются эквивалентом магических формул. Но также их З. Фрейд описывает следующим образом:
...историю развития навязчивых действий можно описать, указав на то, как они, по возможности отдаляясь от сексуального, начинаются в виде колдовства, направленного против дурных желаний, и заканчиваются как замена запретного сексуального действия, которому они как можно точнее подражают.
Ранее мы упоминали такое развитие мировоззрения: анимистическое - религиозное - научное. В этой градации вслед за Фрейдом можно проследить изменение положения "всемогущества мыслей". При анимистическом мировоззрении человек приписывает всемогущество мыслей самому себе. Религиозное мировоззрение наделяет всемогуществом мыслей богов, хотя полностью от всемогущества мыслей все-таки человек и тут не отказывается - он оставляет себе право управлять богами при помощи обрядов - молитв, подношений и так далее. В научном же мировоззрении более нет места всемогуществу мыслей: человек признает свою слабость, он бессилен перед смертью, как и перед всеми другими "необходимостями", существующими в природе. Тут же важным остается небольшое уточнение, которое позволяет себе З. Фрейд:
Однако в вере во власть человеческого разума, считающегося с законами действительности, еще жатва частица первобытной веры во всемогущество.
Из "Трех очерков по теории сексуальности" было установлено, что сексуальность зарождается вместе с появлением человека. Изначально все проявления сексуальности нацелены на получение удовольствия, и удовлетворение находится на собственном теле, эта фаза называется аутоэротизмом, она сменяется стадией объектного выбора. При дальнейшем же исследовании стадия аутоэротизма дополняется промежуточной фазой. Эта фаза характеризуется уже тем, что сексуальные влечения более не разрозненные, они слились в единое целое, а также нашли объект, только он не относится к внешнему миру, а представляет из себя собственное "я", которое уже образовалось к тому времени. И эта промежуточная стадия получила свое название как стадия нарцизма. Влечения "я" и либидозные желания пока нельзя отделить друг от друга.
Психоанализом было установлено, что когда диссоциированные сексуальные влечения соединяются воедино и катектируют (нагружают энергией либидо - психической энергией) "я" как объект, нарциссическая организация более никогда не исчезает. Человек все еще остается под влиянием того самого нарцизма даже когда он уже нашел внешние объекты для либидо. Далее следует только цитировать мысль Фрейда:
...объектные катексисы, которые он осуществляет, являются, так сказать, эманациями остающегося у «я» либидо, и они могут обратно в него возвращаться. Психологически столь удивительные состояния влюбленности, нормальные прототипы психозов, соответствует высшему состоянию этих эманации в сравнении с уровнем любви к "я".
Но в чем связь такого отступления с мировоззрением первобытного человека? Та переоценка психических актов, которая наблюдается как у невротиков, так и у первобытного человека, связана с нарцизмом и трактуется как его важный фрагмент. З . Фрейд уверяет, что мышление первобытного человека остается все еще в высокой степени сексуализированным, из этого происходит вера во всемогущество мыслей, а также недоступность для приобретаемого без особого усилия опыта, который бы мог показать человеку его истинное положение в мире. С невротиками же все обстоит несколько иначе. С одной стороны - конституционально они "унаследовали" большую часть такой первобытной установки. С другой стороны, из-за вытеснения сексуальности у них происходит новая сексуализация мыслительных процессов. Но последствиями душевных изменений и для невротиков, и для первобытных людей остается интеллектуальный нарцизм и всемогущество мыслей.
Теперь же у нас получится сопоставить стадии развития мировоззрения со стадиями развития либидо как в содержательном плане, так и в их временном отношении:
1. Анимистическая фаза - нарцизм.
2. Религиозная фаза - привязанность к родителям.
3. Научная фаза - зрелость индивида, отказавшегося от принципа удовольствия, и ищущего объект для либидо в реальном мире.
Глава завершается тем, что З. Фрейд подмечает, что "всемогущество мыслей" все еще сохраняется в области искусства:
Только в искусстве еще случается так, что изнуряемый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественной иллюзии — вызывает аффективные воздействия, как если бы она была чем-то реальным. Справедливо говорят о волшебстве искусства и сравнивают художника с волшебником. Но, возможно, это сравнение имеет большее значение, чем то, на которое оно притязает. Несомненно, искусство не возникло как l'artpourl'art; первоначально оно служило тенденциям, которые сегодня большей частью угасли. В них можно заподозрить различные магические намерения.
На этом мы остановимся.
Автор: Болтенков Никита Игоревич
Психолог, Степень магистра
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru