В росте цен оказались виноваты наши инфляционные ожидания.
Центральный банк России снова напомнил о себе, повысив ключевую ставку сразу на 2 процентных пункта, доведя её до рекордных 21%. Такой процент не видели за последние десять лет.
Жёсткая риторика главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной подкрепила это решение с не менее твёрдым заявлением: к концу года ставка может подрасти до 23%. В чём же дело?
Эльвира Набиуллина, со ссылкой на экономическую логику ЦБ, выделила четыре группы причин, по которым экономика, кажется, "упрямо" игнорирует высокую ставку и не спешит снижать цены.
- Во-первых, виноваты инфляционные ожидания. Долгоиграющая инфляция внушает населению и бизнесу сомнения в её когда-либо возможном падении, что побуждает их к активному потреблению, инвестициям и заёмной активности. Чем больше мы верим в рост цен, тем активнее его подпитываем, утверждает ЦБ.
- Во-вторых, свою роль сыграли бюджетные вливания. Внезапный рост доходов, особенно в определённых секторах, побуждает часть граждан к более активному кредитованию, создавая "горючее" для инфляции.
- Третий фактор — банки. Эти финансовые институты, говорят в ЦБ, не слишком тревожатся о поддержании ликвидных активов и охотно наращивают кредитные портфели, подстёгивая спрос на деньги.
Наконец, оказывается, это мы сами не поняли "сигналов" ЦБ. Планировавшееся снижение ставки вслед за инфляцией многие интерпретировали как безусловное обещание её падения, несмотря на внешние условия. Итог — растущий спрос на кредиты, а снижение ожиданий так и не наступило.
Вопрос в другом: а не следовало ли бы "поднажать" с предложением?
Проблема в том, что мы все уже неоднократно отмечали: меры ЦБ только создают обратный эффект. Вместо того, чтобы ограничивать спрос за счёт дорогих денег, ЦБ мог бы стимулировать предложение, что могло бы положительно сказаться на экономике. А дешёвые кредиты, возможно, открыли бы возможности для малого и среднего бизнеса развиваться.
«Уже долгое время политика ЦБ либо жёсткая, либо очень жёсткая. И, наверное, пора уже задуматься о том, что что-то делается неправильно, раз цель по снижению инфляции не приближается. Но нет, ЦБ продолжает гнуть свою линию, и чем дальше, тем обоснования носят всё более схоластический характер, они становятся всё более надуманными и дилетантскими», — делится кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Он добавляет, что жёсткие меры ЦБ уже "обрушили" некоторые сегменты экономики, например, ипотечное кредитование, где ставки по банковским кредитам стали для многих попросту неподъёмными.
Согласно оценкам того же Беляева, введение высоких ставок тормозит экономику, сдерживая рост ВВП, который к 2025 году, по прогнозам ЦБ, снизится с почти 4% до 0,5–1,5%.
Логика проста: чем медленнее развивается экономика, тем меньше рабочих мест создаётся и тем ниже вероятность роста доходов населения. А если спрос падает, а инфляция остаётся, картина для благосостояния населения выглядит весьма грустной.
А что дальше?
Прогнозировать дальнейшие шаги ЦБ — задача с повышенной сложностью. Регулятор дал понять, что, если инфляция останется высокой, ставка может вырасти до 23% уже к декабрю.
При этом аналитики напоминают: бюджетное стимулирование, выросшее за этот год, возможно, снова сократится. Значит, ставка потенциально может снизиться, но в точных сроках и цифрах не уверен никто.
В итоге, как бы ни хотелось верить в быстрое снижение ставки, ожидать её резкого падения не стоит.
Как выразился Андрей Костин, глава ВТБ, где процессом управляют женщины, там невозможное становится реальным.
Однако именно "реальность" такова, что быстрое снижение ставки сейчас могло бы привести к весьма драматическим последствиям.
Как вы считаете, сможет ли Центробанк снизить инфляцию и стабилизировать цены с помощью нынешней жёсткой политики, или, напротив, такие меры скорее затормозят развитие экономики и ухудшат наше благосостояние?
Берегите себя, думайте о будущем, делитесь мнением, ставьте лайки и не забудьте подписаться!