Найти в Дзене

Какую роль в структуре личности играет самооценка, на что она влияет и можно ли ее изменять?

Дорогие читатели, вы знаете (или, скорее, интуитивно понимаете), что такое самооценка. Но в повседневной жизни редко пользуетесь этой важной личностной "настройкой". Вероятно, вы воспринимаете ее как некую базовую опцию, приобретенную или сформированную еще в юности. С ней и идете по жизни. Но что, если представить, что самооценка - не закостенелый "динозавр" в базовых настройках вашей личности, а очень динамичная переменная, которая может повышать или понижать ваши шансы на удовлетворенность жизнью в целом и ее аспектами в частности? Самооценка — это субъективное ощущение ценности, значимости, которыми обладает каждый человек. То, как он оценивает себя - как в целом, так и в отдельных аспектах и проявлениях. Уже только исходя из определения, понятно, что самооценка - очень индивидуальная, динамичная, сложно организованная и многослойная личностная настройка. Это то, как я сам оцениваю себя, какое послание о себе транслирую в мир: «я хороший», «я – бог», «я – ничтожество», «я винов
Оглавление

Дорогие читатели, вы знаете (или, скорее, интуитивно понимаете), что такое самооценка. Но в повседневной жизни редко пользуетесь этой важной личностной "настройкой". Вероятно, вы воспринимаете ее как некую базовую опцию, приобретенную или сформированную еще в юности. С ней и идете по жизни.

Но что, если представить, что самооценка - не закостенелый "динозавр" в базовых настройках вашей личности, а очень динамичная переменная, которая может повышать или понижать ваши шансы на удовлетворенность жизнью в целом и ее аспектами в частности?

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Что такое самооценка?

Самооценка — это субъективное ощущение ценности, значимости, которыми обладает каждый человек. То, как он оценивает себя - как в целом, так и в отдельных аспектах и проявлениях. Уже только исходя из определения, понятно, что самооценка - очень индивидуальная, динамичная, сложно организованная и многослойная личностная настройка. Это то, как я сам оцениваю себя, какое послание о себе транслирую в мир: «я хороший», «я – бог», «я – ничтожество», «я виновен», "я как все", "я лучше всех" и т.д.

Самооценка чаще всего привязана к социальным ролям, которые играет в жизни человек и напрямую связана с другими важными для человека людьми и всегда ориентирована на кого-то. Как правило, первыми значимыми людьми оказываются родители, которые показывают ребёнку, каким они его видят. Насколько считают его хорошим, успешным, способным и т.д. Или, увы, наоборот! Отношение родителей к ребенку - колоссальный капитал, который он получает в первые три года своей жизни. Если ребенку с родителями не повезло, эта первая психотравма аукается ему потом всю жизнь, в том числе - через нестабильность самооценки.

Когда происходит закладка самооценки

Закладка самооценки приходится на так называемую латентную стадию развития личности, которая охватывает возраст от 3 до 11 лет. Причем она формируется быстрее и лучше у детей, имеющих младших братьев или сестер. Человек, у которого есть младшие братья, практически всегда имеет высокую и устойчивую самооценку. Старший брат - пример! Старший брат звучит гордо. Сама социальная роль диктует высокую самооценку. Зато у младших братьев и сестер нередко формируется нестабильная, неадекватная самооценка. Тут многое зависит от поведения родителей.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Как самооценка связана с возрастными кризисами

Первый возрастной кризис возникает в возрасте около 7 лет, когда ребёнок готовится к школе и идет в первый класс, в новый коллектив. Именно там формируются новые критерии оценки его успешности, причем на двух уровнях - учитель и одноклассники. Семилетнему ребенку очень трудно одновременно быть хорошим и для взрослых, и для ровесников, потому что критерии разные. Для учителя критерий успешности - прилежание в приобретении навыков и знаний, усидчивость, глубокая вовлеченность в учебный процесс.

А для одноклассников "зубрила" может не являться примером и авторитетом. Там в цене такие качества, как инициативность, активность, компанейские качества, умение делиться, желание дружить.

Поэтому естественно, что в процессе прохождения данного этапа ребёнок совершает множество ошибок, и его самооценка то взлетает на уровень альфы (первой буквы алфавита), то опускается на уровень омеги (последней буквы алфавита). Процесс этот эмоционально сложный, у ученика начальной школы еще нет навыков самоконтроля, он не умеет рассказать о том, что чувствует, как радуют победы и огорчают поражения, какой огромный спектр различных эмоций и чувств он испытывает. Именно из-за неустойчивости самооценки он порой не может найти себе друзей в классе, ощущает себя белой вороной, изгоняемой из коллектива. "Со мной никто не хочет дружить, значит, я плохой" - так рождаются "омеги" - люди с низкой самооценкой.

Но если родители и ближайшее окружение в это время активно поддерживают ребёнка, подтверждая его ценность и важность вне зависимости от успехов в учебе и в школе в целом, в будущем мы получим зрелую личность с адекватной и устойчивой самооценкой. Поэтому очень правильно делают родители, которые тактично, но довольно подробно расспрашивают детей, как прошел их день в школе. Я, например, помню, что у нас с мамой (папа от нас ушел в другую семью, когда мне было 8 лет) была ежевечерняя традиция - рассказывать в подробностях, как прошел день. Что нового удалось узнать, с кем и как довелось общаться. Хвалили ли за что-нибудь или, наоборот, ругали... Став взрослой, я поняла, как много полезного сделала тогда моя мама для формирования у меня адекватной здоровой самооценки.

❗ Если же взрослый занимает жесткую доминирующую позицию, ориентирован на то, что ребёнок обязан соответствовать его ожиданиям и должен заслужить принятие, в результате малыш вырастает закомплексованной жертвой с неустойчивым характером, кучей неврозов и навязчивой идеей «быть хорошим» для всех.

Огромный вред психике наносит сравнение ребёнка с другими детьми. Правильнее будет сравнивать его нынешние достижения с предыдущими: сегодня у тебя лучше получилось написать букву, чем вчера.

На дальнейших возрастных этапах начавшийся процесс формирования самооценки продолжается, дифференцируясь и углубляясь со временем. Во время кризиса переходного возраста (когда ребенок превращается в подростка - в 12-13 лет) добавляются новые критерии успешности: нравиться людям противоположного пола. Самооценка мальчиков, за которыми "бегает полкласса девчонок" взлетает до небес. То же самое происходит с самооценкой "самой красивой девочки" в классе.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Три вида самооценки

Психологи различают три вида самооценки: завышенная, заниженная и средняя.

✅ Для завышенной самооценки характерно присваивание человеком себе и своим возможностям большей ценности, чем есть на самом деле. Такие люди всегда правы, знают лучше всех обо всём и совершенно искренне верят в свою непогрешимость. Вместе с тем они склонны предъявлять окружающим необоснованные претензии, относиться к ним пренебрежительно.

✅ Заниженная самооценка характеризует человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего подобные люди опасаются браться за новые для себя дела (ведь, скорее всего, «ничего не получится»), не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя никакой ответственности. Обратная сторона медали в поведении - агрессивность и демонстративное высокомерие как попытка скрыть свою внутреннюю неуверенность.

Адекватная (средняя) самооценка чрезвычайно важна для качества нашей жизни. Наверняка вы слышали высказывание: невозможно любить того, кто сам себя не любит. Но есть и продолжение фразы: тот, кто не любит себя (читай, не ценит себя), тот не способен любить и уважать другого. Об этом еще в древних христианских постулатах было сказано: "возлюби ближнего, как самого себя". Только здоровая самооценка позволяет понять, что является приемлемым для нас, а что категорически недопустимо. Она даёт возможность отстаивать свои границы, защищая их от интервенций, при этом уважая границы партнёра и его личность. Таким образом возникает взаимоуважение, складываются гармоничные деловые и личные контакты.

Развитая адекватная самооценка позволяет человеку быть менее зависимым от социума, от навязываемых им стереотипов. А значит, более свободным в суждениях и действиях, что чаще приводит к успеху, чем серое, рутинное "будь как все".

Человека с адекватной самооценкой не страшит одиночество, которое он трактует для себя как уединенность. А уединенность - это благо, это спокойствие, возможность лучше сконцентрироваться на важном и добиться лучших результатов.

иллюстрация: pixabay.com
иллюстрация: pixabay.com

Подвижность самооценки

Самооценка не является чем-то статичным и неизменным. В наших силах её корректировать и менять. Для этого существуют всевозможные формы работы над собой: тренинги личностного роста, психотерапевтические группы, например, использующие "метод расстановок", индивидуальная работа с психологом и психотерапевтом.

С возрастом мы накапливаем багаж положительного и отрицательного опыта и собственные, а не внушенные нам ценности и установки - то есть, говоря профессиональным языком гештальт-терапевтов, интроекты. Именно проживание собственного опыта и его осмысление дает нам возможность повысить устойчивость к различным травмирующим факторам.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

На определенные моменты жизни приходится проживание кризиса развития личности, которое неизбежно сопровождается трансформацией самооценки. В психологии их называют критическими жизненными точками. Так вот на них приходятся максимальные изменения в жизни и в самооценке. Таких важных точек несколько. Они более-менее стабильны для всех людей и протекают по определённому сценарию. Такие критические точки приходятся на время, когда определённый этап жизни подходит к концу, а новый еще в самом начале формирования:

  • переход из садика в школу,
  • подростковый кризис,
  • поступление в институт,
  • отделение или обособление (сепарация) от родителей,
  • женитьба, рождение детей,
  • развод,
  • покупка жилья,
  • изменение статуса,
  • выход на пенсию и т.д.

Если у человека на момент наступления подобного кризиса не был наработан опыт самоанализа, не сформировалось чёткое представление о себе как о личности, такой индивид, столкнувшись со сложностью или даже непереносимостью ситуации, попытается «сбежать» из неё. Смена супруга, работы, места жительства - всё это происходит неосознанно, просто чтобы «полегчало». Пресловутое «седина в бороду - бес в ребро» именно отсюда.

Это не о том, что нельзя разводиться или менять работу, а скорее о том, что делать этот выбор нужно осознанно. А осознанность в первую очередь опирается на адекватную устойчивую самооценку.

Можно ли корректировать самооценку?

Конечно, да! Каким же образом?

✅ Во-первых, повышением уровня интеллекта и эмоционального интеллекта - в том числе. Книги, научно-популярная периодика, специализированные интернет-ресурсы по саморазвитию.

✅ Во-вторых, развитием критического мышления. Как можно чаще задавайте себе вопросы: почему я поступил именно так, для чего мне это нужно, что это даёт, как можно иначе, я так поступаю, потому что это нужно мне, или вынуждено, чтобы нравиться окружающим? Расширяйте круг своего общения! С чем большим количеством людей из разных групп и слоев общества вы будете контактировать, тем реалистичней будет обратная связь. И вы не потеряете адекватность самооценки.

✅ Ну и, в конце концов, разрешите себе быть разным. Произнесите фразу: «Я имею полное право ошибаться, выглядеть глупо, чего-то не знать и не уметь, потому что я живой». Самооценка – это не застывший «пьедестал», достигнув которого вы остановились. Вы развиваетесь, и вместе с вами развивается ваша самооценка. Только вы сами можете чувствовать, требуется ли ее корректировать, повышать или, наоборот, немного снизить. Никто не рождается «альфами», никто не приходит в мир «омегами». Эти роли примериваем и выбираем для себя на протяжении своей жизни только мы сами.

Статья написана в соавторстве с психологом, гештальт-терапевтом Натальей Евтеевой.

🧡 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!