В процессе воспитания ребёнка-левши важно не пытаться переучивать его, поскольку последствия таких действий сложно предсказать. Произвольное изменение ведущей руки может привести к серьёзным нарушениям в работе мозга, что может вызвать неврозы у детей.
Одни из наиболее распространённых симптомов невротической симптоматики у переученных левшей следующие:
- головные боли (боли в животе);
- нарушение аппетита;
- нарушение сна;
- энурез;
- тики, навязчивые движения;
- укачивание в транспорте;
- страхи;
- заикание;
- вялость, заторможенность;
- беспокойство, неусидчивость;
- повышенная чувствительность, нервозность.
В то же время, важно не только не менять ведущую руку, но и работать над развитием согласованных действий обеих рук. В этой ситуации можно посоветовать игры и упражнения с мячом, лепкой, вышиванием, плетением макраме и другие виды деятельности, которые помогают развивать координацию движений пальцев и кистей обеих рук. Такие упражнения, направленные на развитие моторики и координации «глаз-рука», следует выполнять ежедневно в течение 15–20 минут.
При воспитании левши важно учитывать особенности его эмоционального состояния. Родителям следует общаться с ребёнком так, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости. В то же время важно создать благоприятную атмосферу для раскрытия и развития его индивидуальности. Задача взрослого — помочь ребёнку почувствовать оптимизм, уверенность в себе, осознание собственной ценности и активное отношение к жизни. Учитывая, что у левшей психические процессы протекают с повышенной энергозатратностью, а нервная система быстро утомляется и истощается, важно придерживаться строгого режима дня и внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся.
Несмотря на проводимую работу многие леворукие дети, испытывают трудности с определением правой и левой руки. Тогда можно предложить им маркировку левой руки с помощью браслета, часов или чего-то подобного.
У дошкольников-левшей, по сравнению с их сверстниками-правшами, возникают трудности с формированием понятийных рядов и пониманием пространственно-временных отношений. Например, многие рисунки левшей выглядят зеркально, а расположение элементов ряда относительно друг друга не соответствует цели его создания. Формирование рядов требует постоянных тренировок, которые могут проводиться в различных видах деятельности. Важно соблюдать направление ряда — слева направо. В качестве ориентира можно использовать маркированную руку, от которой следует начинать ряд. Здесь можно использовать мозаику и выкладывать из её элементов различные узоры, соблюдая простое правило: начинать с левого верхнего угла и двигаться к правому верхнему углу. Затем, как будто бы переместившись на нижнюю строку, продолжать узор от левого края к правому, повторяя процесс письма и чтения.
Также рекомендуется складывать кубики, начиная с левого верхнего угла и постепенно продвигаясь к правому верхнему, каждый раз опускаясь на один ряд. Детям-левшам будет полезно заниматься декоративным рисованием и аппликацией, которые предполагают последовательное расположение элементов. Например, можно предложить им создать узор на поверхности, покрытой пластилином. Это может быть картон, а также банки или бутылки, которые ребёнок украсит семечками овощей и фруктов, выстраивая их в определённом порядке, создавая вазы для цветов.
Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов необходимо так же следить за лево-правосторонним направлением ряда. Можно организовать визуальный диктант, в котором могут быть задействованы геометрические фигуры, шаблоны, изображения и другие материалы. Вот каким образом он проводится:
- ребёнок внимательно изучает образец, который может представлять собой ряд фигур или изображение предметов;
- он несколько раз перечисляет их, запоминая порядок;
- образец закрывается, и ребёнок воспроизводит этот ряд по памяти, используя индивидуальный раздаточный материал;
- образец открывается, после чего проверяется правильность выполнения
Ребёнку, который пишет левой рукой, будет полезно разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок. При этом важно соблюдать направление: слева направо. Для этой цели можно использовать детские комиксы, в которых соблюдается такой порядок.
Могут быть использованы такие формы работы, как иллюстрирование сказок и рассказов, а затем пересказ с использованием серии картинок. Чтобы помочь ребёнку лучше понять и запомнить логическую последовательность действий и событий, можно предложить ему вместе с взрослым сделать схематические рисунки, которые будут отображать, как разворачиваются эти события. Если наблюдается зеркальность в рисунках надо обязательно обращать на это внимание ребенка.
При обучении письму и чтению леворукого ребёнка важно принимать во внимание особенности, с которыми он может столкнуться. Если ребёнок начинает писать буквы в зеркальном отображении, нужно сразу же обратить на это его внимание и скорректировать ошибки. При выполнении письменных заданий важно отметить, где начинается запись, и следить за соблюдением строки. Важно уделять внимание развитию фонематического слуха, поскольку слово состоит из последовательности звуков, и если эта последовательность не сформирована, что часто наблюдается у леворуких детей, это может привести к стойким ошибкам в письме. Также необходимо работать над устранением и предотвращением ошибок, вызванных трудностями в соблюдении правильной последовательности и количества букв в слове.
У детей-левшей могут возникнуть сложности при списывании, поскольку этот вид работы требует одновременного решения нескольких задач. Нужно сосредоточиться на поиске необходимого фрагмента текста, что требует быстрой и точной пространственной ориентации. Кроме того, важно правильно расположить этот фрагмент в ряду других, что также требует четкой микроориентировки. Для левши выполнение такой работы занимает больше времени и нередко приводит к увеличению числа ошибок.
У левшей при чтении часто возникают проблемы: они теряют строку и пытаются читать не в том направлении, которое нужно, а справа налево или с середины текста. Чтобы избежать подобных ситуаций, следует обратить внимание ребёнка на место, где он начинает читать. Для этого можно использовать специальную метку на руке. Если это не помогает, закройте текст и оставьте только слог, который нужно прочитать. Сначала за ребёнка это делает взрослый, а затем малыш постепенно учится выполнять это действие самостоятельно. Ребёнок читает так, пока не научится автоматически следовать за строкой в нужном направлении и темпе.
Все занятия с леворуким ребёнком должны быть регулярными, но не должны длиться дольше 20 минут. После этого ребёнку нужно дать отдохнуть и заняться чем-то более активным.